Александр Градский является автором современной аранжировки гимна России, которую он шлифовал целых 6 месяцев

28 ноября 2021 года в возрасте 72 лет ушел из жизни Александр Градский — композитор, певец, народный артист России и создатель одной из первых советских рок-групп.

«Это был удивительный вокалист, другого такого вокалиста не было. Его талант был очевиден, его вокальное превосходство — феноменальным», — признается композитор Владимир Матецкий. В память о мэтре отечественной эстрады мы хотим вспомнить малоизвестные и просто интересные факты о его жизни и творчестве.

Александр Градский — композитор

Смена фамилии

Саша Фрадкин родился 3 ноября 1949 года в Копейске Челябинской области. Через 14 лет не стало матери Александра, Тамары Павловны Градской. Тогда же, чтобы почтить ее память, юноша и решил сменить фамилию.

Уже через 2 года, будучи еще школьником, юный Градский основал одну из первых советских рок-групп «Славяне», а затем группу «Скоморохи». Кстати, клавишником в «Скоморохах» был не кто иной, как довольно далекий теперь от рока Александр Буйнов.

Увлечение творчеством The Beatles

Музыкальный вкус будущей звезды сформировался под влиянием семьи. Мама Александра окончила ГИТИС, была человеком тонкого художественного вкуса, актрисой, работала режиссером и литсотрудником журнала «Театральная жизнь». А дядя почти 25 лет выступал в ансамбле Игоря Моисеева, привозя с зарубежных гастролей пластинки Элвиса Пресли, Эллы Фитцджеральд и, конечно же, «Битлз».

К «Ливерпульской четверке» у Градского было особое отношение. Он был большим поклонником британской группы и, по словам Андрея Макаревича, часто сравнивал себя с Джоном Ленноном. Чтобы во всём походить на кумира, Александр Борисович даже стал носить очки и длинные волосы.

Позже ему довелось встретиться с вдовой основателя «Битлз», Йоко Оно. К удивлению Градского, она рассказала, что слышала песню «Джоконда» (музыка Давида Тухманова) в его исполнении и находит ее весьма талантливой.

Классическое образование

В 1969 году Градский поступил на вокальный факультет института имени Гнесиных. Обучался в Московской консерватории по классу композиции. Он чуть ли не единственный из отечественных (а может и мировых) рокеров, кто получил полноценное классическое вокальное образование.

Оперная карьера

В официальной карьере Градского можно найти удивительные подробности. Так, в 1967 году Александр отработал два месяца в Донецкой филармонии саксофонистом.

А через 20 лет был официально зачислен в труппу Большого театра и исполнял партию Звездочета в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Как тебе такое, сэр Пол Маккартни?

Самый молодой композитор

Настоящая известность пришла к Градскому в 23 года, когда он написал музыку к фильму Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Это было неслыханно: известный лишь узкой рок-тусовке исполнитель и даже не член Союза композиторов!

Позднее композиции из фильма вошли в первый сольный альбом артиста. А американский музыкальный журнал Billboard назвал Александра Градского звездой года. Напомним, что сегодня композитор является автором музыки более чем к 40 фильмам.

Он сумасшедший, но он мне нужен

Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая карьера будущего мэтра советской эстрады, если бы Андрей Кончаловский не разглядел за дерзкой самоуверенностью студента Гнесинки искры таланта. Но мы забегаем наперед, а между тем история знакомства двух гениев достаточно интересна, чтобы на ней остановиться чуть подробнее.

Кончаловский пришел в студию к Градскому в тот момент, когда там шла запись. И был немало удивлен, когда его в резкой форме попросили выйти и не мешать работе. Режиссер перевел всё в шутку и спросил, может ли Александр написать музыку к фильму. Молодой человек ответил, что таким еще не занимался, но, конечно же, справится.

«Я гениальный, всё умею», — такая наглость сразила режиссера наповал. Однако увиденное в студии подсказывало, что к молодому дарованию стоит присмотреться внимательнее. «Даже если он сумасшедший, он мне нужен», — решил в конце концов Кончаловский и, как мы знаем, не прогадал.

Написал первую советскую рок-оперу

Помимо музыки к фильмам, Александр создал несколько опер и балетов. А самую известную свою рок-оперу «Стадион» писал более 10 (!) лет. Сегодня эта работа незаслуженно забыта. И мало кто знает, что главные оперные партии в ней, помимо самого Градского, исполняли Алла Пугачева, Михаил Боярский и Иосиф Кобзон.

Выступал с Шарлем Азнавуром и Лайзой Миннелли

В 1988 году Градский посетил США и выступал в «Карнеги-холле» с такими звездами, как Шарль Азнавур и Лайза Миннелли.

Позже резкий и прямой Александр заявлял, что пела Миннелли плохо, но женщина она очень интересная.

Самые знаменитые песни Градского написаны не им

Александра Градского еще при жизни называли классиком, но произведения, которые стали его визитной карточкой, написаны не им. Культовая «Как молоды мы были» — музыка Александры Пахмутовой, слова Николая Добронравова.

«Жил-был я» — песня Давида Тухманова на стихи Семена Кирсанова. И даже «Песня о корабле» из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» написана Эдуардом Артемьевым на слова Натальи Кончаловской.

«Хит-парад Александра Градского»

В авторской радиопрограмме «Хит-парад Александра Градского» благодаря Александру Борисовичу свои первые эфиры получило целое поколение рок-исполнителей: Александр Башлачев, Юрий Шевчук, Константин Кинчев и Виктор Цой. При этом собственные песни Градский в эфир принципиально не ставил.

Предложил собственный вариант гимна России

В 2012 году министр культуры Владимир Мединский попросил Градского сделать новую аранжировку гимна России.

Но композитор пошел дальше и предложил правительству свой вариант гимна на основе официального гимна Российской империи «Боже, царя храни».

Оставался наставником до последнего

С 2012 года Градский стал одним из наставников в популярном телепроекте «Голос», в трех сезонах которого побеждали участники его команды.

В сентябре этого этого года Александр Борисович перенес коронавирус, но не покинул судейское кресло, а на запись последних выпусков приезжал уже в сопровождении медиков.

«Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять!» — пел когда-то Градский. И этот, по словам Ивана Урганта, непреклонный, неугомонный, бесстрашный, независимый, хрупкий и нежный человек до последних своих дней старался не терять себя, оставаясь с воспитанниками. Мы навсегда запомним его именно таким.

ЗвездыКомпозиторыМузыкаПамятьПевцы
Комментарии (0)
Добавить комментарий