Кто не слышал это знаменитое и одновременно такое простое русское имя — Анна Павлова. Балерина, чей талант не только завоевал мировую славу, но и возвел русский балет на культурный пьедестал в глазах мирового сообщества. Без нее не было бы того балета, который мы знаем на сегодняшний день. И без нее не было бы прекрасного образа Лебедя.
Балерина Анна Павлова
Мечта и учеба
Будущая звезда балета родилась в Петербурге 31 января (12 февраля) 1881 года. А путь к театральной сцене начался с того дня, как 9-летняя Анна посмотрела балет «Спящая красавица» в постановке Мариуса Петипы. Уже через год девочка поступила в Императорское театральное училище, где ей предстояла долгая и упорная работа над собой.
Мало кто видел в худенькой сутулой бледной девочке настоящую балерину. Так как в те времена идеалом фигуры считалась коренастая итальянская исполнительница Пьерина Леньяни. Таким образом, никто не видел потенциала в ограниченных физических возможностях Анны. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, девочку откармливали рыбьим жиром. А та и не была против — ради танцев Анна была готова на всё.
Анна Павлова — балерина в Мариинском театре
Первые выходы на сцену пришлись на второй год обучения. И хоть совсем юная Анна во многом уступала таким звездам, как Матильда Кшесинская и Ольга Преображенская, ее уникальный талант давал о себе знать в прыжках и арабесках. Кроме того, вдохновляющие импровизации делали ее неповторимой.
В 1899 году Анна Павлова сдала выпускной экзамен и вошла в состав труппы Мариинского театра. Первые сольные партии не заставили себя долго ждать. Во время работы с Мариусом Петипой она выступала в «Спящей красавице», «Жизели», «Тщетной предосторожности» и других постановках.
Ее сравнивали с облаком, с пушинкой и самим ветром. Так легко и невесомо перемещалась Анна по сцене. Ее самоотдача и врожденное обаяние покоряли всех даже в самых привычных зрителю спектаклях. А работа с Михаилом Фокиным подарила ей вечный образ Лебедя из одноименной миниатюры (к счастью, спустя столетие мы имеем возможность ее увидеть). В результате этот образ многократно повторялся балеринами поздних поколений. Однако только об Анне говорили как о воплощении птицы на сцене.
Гастроли и последние годы
За последующие годы балерина объездила едва ли не весь земной шар. По скромным подсчетам она преодолела на поезде более 500 тысяч километров и дала примерно 9000 спектаклей. Бывало, за год ей изготавливали до 2000 пар балетных туфель, и даже тогда их не хватало. За 20 с лишним лет Анна Павлова выступала у различных постановщиков, сама ставила балеты и организовала свою труппу.
Начало Первой мировой войны застало Анну, когда она выступала в Берлине. Ее даже ненадолго задержали в подозрении в шпионаже, но затем всё же отпустили. В военной России Анна не пожелала оставаться. И когда грянула Октябрьская революция, жители Северной и Южной Америки впервые в своей жизни видели ее «Жизель».
Свой дом Анна обрела в Лондоне и даже принимала участие в рекламе туфель. А также стала законодательницей моды. К сожалению, при всём своем желании Анна так и не вернулась на родину. А ее прах до сих пор находится в столице Англии.
23 января 1931 года балерина покинула этот мир в Гааге от плеврита. «Приготовьте мой костюм лебедя!» были последними словами великой женщины. Ей было всего 49 лет.
Итог
Несмотря на свою непродолжительную жизнь, Анна Павлова своей любовью к танцам привнесла новый взгляд на балет. Она изменила внешний облик русского балета и вывела его на новый уровень. Ее трудолюбие и самоотдача восхищает. А немногие оставшиеся кадры вдохновляют. Нет никаких сомнений, что Анна Павлова — балерина мирового уровня.
До вас, уважаемый автор, фамилия ПЕТИПА, никогда не склонялась! С «Петипой» — это что-то кошмарное!