У каждой эпохи есть своя загадка. Одной из самых таинственных личностей девятнадцатого века является Елена Петровна Блаватская, гениальная русская женщина, заложившая основы теософского движения и первой предпринявшая дерзновенную попытку объединить все мировые религии.
Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения общему благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.
Такой была миссия Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней она ушла из мира земного. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг ее жизни.
Елена Блаватская
Елена Петровна Ган, впоследствии известная всему миру как Елена Петровна Блаватская, родилась 31 июля 1831 года в городе Екатеринославе (современный Днепропетровск).
Мать Блаватской — Елена Андреевна Ган, известная писательница, в девичестве носила фамилию Фадеева и принадлежала к знатному дворянскому роду князей Долгоруковых, отец принадлежал к роду наследных макленбургских принцев Ган фон Ротенштерн-Ган.
Маму Елены Петровны называли «русской Жорж Санд» за ее литературное дарование, однако она скоропостижно скончалась в двадцать восемь лет, оставив двух дочерей на попечение деда, тайного советника Андрея Михайловича Фадеева.
Елена Петровна родилась недоношенной и с детства проявляла необычные способности и крутой нрав. Всюду ей слышались странные голоса, мерещились привидения, она смущала родственников своими рассказами о потустороннем.
Любимым местом у Лёли (так ее называли домашние) была библиотека. В совсем юном возрасте Елена Петровна перечитала почти все основные эзотерические труды из библиотеки дедушки: каббалу, трактаты по алхимии и астрологии, легенды об Атлантиде и греческих жрецах.
По словам самой Блаватской, в детстве на нее сильнее всего повлияли кавалерийские офицеры, друзья и соратники отца, а также буддисты, которых она впервые встретила в четырнадцать лет, посетив город Семипалатинск, находившийся на границе Сибири и Монголии.
Кроме того, от семипалатинских буддистов юная Лёля узнала о далекой мистической стране Шамбале, которая впоследствии сыграла в ее жизни значительную роль.
Долгая дорога
Привычка к переездам у Елены Блаватской была сформирована еще в годы детства. Из-за служебных перемещений отца семье приходилось часто менять место жительства. В Тифлисе зимой 1848–1849 годов Елена Петровна, желая обрести полную независимость, заключила фиктивный брак с человеком намного старше ее — вице-губернатором Еревана Никифором Владимировичем Блаватским.
Через три месяца после свадьбы Елена сбежала от мужа и вернулась к своим родным. Дед отправил ее с двумя сопровождающими к отцу в Одессу, но Елене удалось сбежать и от них. Из Одессы на английском паруснике «Коммодор» Блаватская, переодевшись юнгой, уплывает в Керчь, а затем в Константинополь, где встречает русскую графиню Киселеву.
Вместе они отправляются в путешествие по Египту, Греции и странам Европы. Начинается свободное странствие Блаватской, продлившееся сорок три года и полное удивительных приключений. Хронологию его трудно восстановить точно, поскольку сама Елена Петровна дневников не вела и никого из близких с ней рядом не было.
В 1871 году по пути в Каир на корабле, на котором плыла Блаватская, взорвался пороховой погреб. Избежав чудом ранения, Елена Петровна остается без багажа и денег, однако, достигнув Каира, умудряется организовать спиритическое общество для исследования психических явлений.
После отъезда из Каира Блаватская через Сирию, Палестину и Константинополь в июле 1872 года добирается до Одессы и проводит там девять месяцев. Сергей Юльевич Витте вспоминает, что Блаватская, «поселившись в Одессе… сначала открывает магазин и фабрику чернил, а потом цветочный магазин».
Всего за годы своей жизни Блаватская дважды совершила кругосветное путешествие, побывала в Египте и Европе, в Тибете и Индии, а также в Южной Америке. В 1873 году она была первой из русских женщин, получивших американское гражданство.
Учитель
С ранних лет Елена видела какого-то величественного индуса в белом тюрбане. Она знала его так же хорошо, как своих родных, называла своим Хранителем и говорила, что он всегда спасал ее во всех бедах.
Один из таких случаев произошел, когда Блаватской было 13 лет. Лошадь, на которой она ехала верхом, внезапно испугалась и встала на дыбы. Девочку выбросило из седла, и она повисла, запутавшись в стременах. Всё то время, пока не остановили лошадь, она чувствовала, что чьи-то руки поддерживают ее тело.
По словам Елены Петровны, это был Махатма Мориа, один из ее духовных учителей. Она встретила его вживую в 1852 году в лондонском Гайд-парке.
Позднее Блаватская передала подробности того разговора. Учитель сказал, что ему требуется ее участие в работе, которую он собирается предпринять, а также, что ей придется провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи.
Учитель сообщил ей, что тайно появлялся в ее жизни и раньше, следил за ее развитием, а теперь она готова. Он лично пришел сказать ей, что у ее жизни есть особый смысл, особая цель: нести знание Учителей людям. Она должна стать ключевым звеном в соединении Запада и Востока и установлении нового всемирного духовного порядка.
Но сперва ей нужно обучаться: она должна поехать в Индию, а затем в Тибет. Там ее будут ждать наставники, и после семилетнего периода послушания она обретет достаточно знаний и способностей, чтобы выполнить свою миссию.
Таинственный Тибет
В 1852 году Блаватская прибывает в Индию. Добравшись наконец до Гималаев, она хотела через Непал ехать дальше в Тибет, но британские власти не пустили ее. Учитель в одном из писем велел ей возвращаться в Европу. По пути она побывала на Яве и в Сингапуре. У мыса Доброй Надежды корабль, на котором она плыла, потерпел крушение, но все пассажиры спаслись.
В 1855 году из Сан-Франциско Блаватская отправилась в новое плавание через Тихий океан в Индию, побывав по пути в Японии и Сингапуре. В начале 1856-го она добралась до Калькутты. Это второе индийское путешествие проходило уже под непосредственным руководством Учителя.
В следующие два года Блаватская объездила вдоль и поперек всю Индию. Свои впечатления она описала двадцать лет спустя в увлекательной книге очерков «Из пещер и дебрей Индостана», опубликованной на русском языке под псевдонимом Радда-Бай.
С третьей попытки, примерно в 1855 году, Елене Петровне удалось проникнуть в Тибет, где на берегах священного озера Манасаровар она приобщалась к эзотерическому буддизму: изучала тайные тексты и, в первую очередь, «Тибетскую книгу мертвых» с комментариями, медитировала под руководством тибетских лам и проходила тайное посвящение в мир духа.
Официально власти Тибета никогда не признавали факт посещения Блаватской их страны. В то же время IX Панчен-лама в предисловии к изданию работы Елены Петровны Блаватской «Голос Безмолвия» отметил, что она несколько лет обучалась в одном из крупнейших буддийских монастырей Ташилунпо и хорошо знала предыдущего Панчен-ламу.
Теософское общество
В 1873 году Блаватская решила стать гражданкой Соединенных Штатов Америки. В то время Соединенные Штаты переживали период увлечения спиритуализмом. Всё необыкновенное, имеющее привкус потустороннего, было в моде и находилось в центре общественного внимания.
В октябре 1874 года произошла ее знаменательная встреча с корреспондентом влиятельной газеты «Нью-Йорк дейли грэфик», бывшим полковником американской армии Генри Стилом Олкоттом, который приобрел известность своими репортажами о разного рода таинственных явлениях.
Блаватская, читая их, проницательно угадала в авторе родственную душу и постаралась завоевать его дружбу. Узнав о тайных учителях и о миссии Елены Петровны, Олкотт решил посвятить всю свою жизнь продвижению этих целей. К лету следующего года вокруг Олкотта и Блаватской сложился небольшой кружок нью-йоркских оккультистов, видную роль в котором играл 24-летний ирландец Уильям Джадж.
В сентябре 1875 года они образовали Теософское общество, объединившее первоначально около двух десятков человек. Полковник Олкотт был избран его председателем, Джадж — секретарем. Согласно уставу, общество имело три цели:
- Создание ядра всемирного человеческого братства, невзирая на расу, вероисповедание, пол, касту и цвет кожи.
- Поощрение сравнительного изучения религии, философии и науки.
- Исследование законов природы и сил, скрытых в человеке.
Блаватская в тот день в своем дневнике записала: «Дитя родилось. Осанна!». Елена Петровна писала, что «члены Общества сохраняют полную свободу религиозных убеждений и, вступая в общество, обещают такую же терпимость по отношению ко всякому иному убеждению и верованию. Связь их состоит не в общих верованиях, а в общем стремлении к Истине».
В 1882 году международная штаб-квартира Теософского общества была перенесена в Индию, в местечко Адьяр, предместье города Мадрас (с 1996 года переименован в Ченнай).
Теософское общество следует считать подлинным детищем Блаватской. Хотя официально Елена Петровна занимала в нём достаточно скромную должность секретаря-корреспондента, ее роль, конечно, была куда значительнее.
Без нее Теософское общество никогда не обрело бы такого влияния, какое имело в дальнейшем, прежде всего потому, что самой теософии как таковой в момент его возникновения еще не существовало, точнее, о ней мало что знали.
О рождении этого учения можно было говорить лишь после выхода в свет «Разоблаченной Изиды» — первого фундаментального сочинения, в котором Блаватская попыталась синтезировать философию и науку, историю и предания.
На момент смерти Блаватской в Теософском обществе состояло уже больше 60 тысяч членов. Среди них были журналисты, писатели, художники и даже ученые. Изобретатель Томас Эдисон, выдающийся американский философ и психолог Уильям Джеймс, ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс, индийский юрист и политик Мотилал Неру и многие другие.
Наследие Блаватской
В 1885 году Елена Петровна покидает Индию вследствие ухудшившегося здоровья. Некоторое время после этого она живет в Германии, Бельгии, пока не переезжает в Лондон, где продолжает писать книги.
В этот период были написаны ее главные работы: «Голос Безмолвия», «Ключ к теософии» и фундаментальный труд «Тайная доктрина», который должен был стать основанием долголетия и процветания Теософского общества. В этой книге она суммировала весь свой духовный и интеллектуальный опыт.
«Тайная доктрина» Блаватской удалась на славу и стала учебником и любимой книгой для тысяч мистиков, ученых, поэтов, музыкантов и писателей. На рабочем столе Эйнштейна, по словам его племянницы, всегда лежал том «Тайной доктрины» с пометками. Лев Толстой включал цитаты из этой книги в свои произведения.
Елена Петровна ушла из жизни 8 мая 1891 года. Прах ее был сожжен, а пепел разделен между тремя основными центрами теософского движения (Лондон, Нью-Йорк и Адьяр). С тех пор день ее упокоения отмечается в трех частях света под названием «День Белого Лотоса».
1991 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен годом памяти Е. П. Блаватской. Только через сто лет после смерти Елены Петровны человечество в какой-то степени приблизилось к пониманию знаний, переданных Высшим Источником через своего посланника.
На ее смерть откликнулись газеты во многих странах мира. Одна из них, индийская «Индиан миррор», в некрологе писала: «Елены Петровны Блаватской нет больше в земной сфере… она не принадлежала к какой-то одной нации. Весь простор земли был ее домом, всё человечество — ее братьями… Вся жизнь ее была необычной. Нет человеческих мерок, которые можно было бы приложить к ней. Она всегда оставалась единственной в своем роде…»
В своей автобиографической книге «Моя жизнь» Махатма Ганди отмечал, что на его мировоззрение оказало влияние личное общение с членами Международного теософского общества и чтение трудов Блаватской. Позже Ганди писал: «Я был бы более чем удовлетворен, если бы смог коснуться края одежды мадам Блаватской».
Блаватская сыграла выдающуюся роль в великом диалоге двух цивилизаций — западной и восточной. Ознакомив своих современников с эзотерическим индуизмом и буддизмом, она проторила путь, по которому пришли на Запад трансцендентальная медитация, дзэн-буддизм, движение Сознания Кришны и йога. Многие страницы ее легендарной жизни и их подлинное значение начинают открываться перед потомками только в наши дни.
Если тебя интересует всё, связанное с саморазвитием и духовными исканиями, обрати внимание на нашу статью о «Диагностике кармы» Сергея Николаевича Лазарева.
Узнай также, как перестать себя критиковать и прикоснуться к исцеляющей силе любви. Попробуй следовать этим рекомендациям, и жизнь наполнится новой энергией, которая способна исцелить душу и тело.
Спасибо автору за прекрасную статью. А недоброжелателей, хотелось бы спросить: «Знают ли они, хотя бы одного Вестника, который принес людям знания, и не был бы, оклеветан?» Время все расставляет по местам: оклеветанная Елена Петровна Блаватская оправдана, ее работы занимают достойное место в библиотеках ведущих ученых мира. И ведь не зря было сказано: «Где больше свет, там чернее тьма». Клеветники сами делают свой выбор. Благодаря таким, как Е.П.Блаватская, семья Рерих и их Учителям, человечество получает новые знания, которые благотворно влияют на развитие сознания цивилизации. Благо, что мировая общественность начинает это понимать и на уровне ЮНЕСКО организуются просветительские мероприятия в Их честь. Поэтому пусть недоброжелатели приберегут клеймо «безмозглые» для своих личных потребностей и заслуг.
Санта, а разве Вы можете сказать, что люди в настоящее время и в настоящем расовом цикле совершенны? Почему бы не допустить, что бывали времена высокого развития, а также и падения цивилизаций?
Если бы Вы прочитали внимательно работы Е.П.Блаватской,то Вы бы поняли,что она никогда не писала отсебятину, а всегда основывалась в своих работах на авторитетные,всемирно признанные источники,также она использовала очень древние манускрипты. Что касается фашизма,то они много чего использовали, в том числе и свастику,а ведь это очень древний знак, который в зависимости от направления вращения,означает символ творения либо, разрушения. Давайте тогда обвиним все народы и религиозные конфессии, которые в древности и по сей день используют этот знак: индуисты,буддисты,славянские народы и т.д.,а заодно обвиним археологов,которые находили этот символ в раскопках на древней керамике,украшениях,оружии,монетах и описывали их в своих работах. И в заключении,давайте обвиним и Рихарда Вагнера за музыку,которую Гитлер обожал!
А почему Вы не указала, что она первая указала на не совершенство рас и фашизм основыволся на её теории.
Таким, как Дионисий, для начала нужно предложить изучить творчество Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих, а также ознакомиться с биографиями известных людей мира, которые по достоинству оценили их жизненный Подвиг. А потом спросить — А что вы, Дионисий, сделали для блага человечества?
Шамбала — достигнуть эту страну дано только избранным.
«Голос Безмолвия» потрясающая работа, изучала лет 17 назад. Передо мной открылись те тайны, через которые проходят все Великие Посвящённые. Это Путь не имеющий ничего общего с религией сегодняшнего дня. Я поняла, чем дальше тем страшнее, пока не победишь в себе змея. Но в конце ты будешь смотреть на подвиг души своей с довольством.
да воловед , благодаря таким двуногим оболочкам как ты , есть грани между светом и тьмой
Никогда не говорите ненужных слов.Прежде чем произносить их,подумайте об их возможных последствиях.Никогда не позволяйте себе нарушать свои принципы,уступая давлению окружающих.
Елена Петровна Блаватская.
«Двенадцать» с плюсом…
По уровню безмозглости ее можно сравнить только с Еленой Рерих.
Да, Дионисий. Вы правы — и Е.П. Блаватская, и Е.И. Рерих, давно уже вышли за пределы обычного ума, находясь на таких уровнях сознания, которые еще многие времена вам и таким как вы не будут доступны. Посему ваш комментарий уподобляется плевку в небо, и думается что уж вам то хватает мозгов понять, что не далек тот день,когда ваш плевок к вам вернется.