Читая русскую классику в школьные годы, мы часто не задумывались о поведении героев. А даже если и было свое мнение по поводу того или иного персонажа, как правило, оно оставалось при ученике. Сейчас, когда нет учебника, а мнение учителя не довлеет над головой, можно рассмотреть поступки некоторых персонажей под новым углом. Мы рассмотрим 12 героинь русской классики и подумаем над тем, стоило ли так поступать главной героине романа?
Главная героиня романа
Лариса Дмитриевна Огудалова («Бесприданница», А. Н. Островский)
Главная героиня пьесы Александра Островского «Бесприданница» и наиболее знаменитая по фильму Эльдара Рязанова «Жестокий романс» обладательница редкой красоты. Она собирает возле себя толпу поклонников. Однако серьезное отношение — это последнее, что она встречает у окружающих. К ней относятся скорее как к развлечению, нежели как к личности.
Подверженная эмоциям Лариса Дмитриевна не в силах совладать с чувством влюбленности к Сергею Сергеевичу Паратову. Однажды уже став жертвой его предательства, она всё же рискует своим положением и теряет его. А вместе с этим и смысл жизни.
Хотелось бы сказать: «Зачем так рисковать ради человека, который для тебя ничего не сделал?». Но влюбленность — такая вещь, которая затуманивает рассудок и делает нас слепыми даже в очевидных ситуациях. Возможно, люби Лариса Дмитриевна себя чуть больше, финал не был бы таким печальным.
Харита Игнатьевна Огудалова («Бесприданница», А. Н. Островский)
Каждая мать хочет, чтобы ее ребенок жил в достатке. И Харита Игнатьевна не исключение. Давно будучи далеко не самой богатой женщиной, она всеми силами пытается найти дочери Ларисе достойного мужа с хорошим достатком. Иногда она настолько поглощена этими поисками, что совершенно забывает о родном ребенке.
В те времена женщина мало что могла сделать для улучшения собственного финансового положения. Поэтому приходилось идти на жертвы и совершать не самые лучшие поступки. Женщина не чурается откровенного обмана и выпрашивания денег. Ведь не зря фамилия Огудалова происходит от глагола «огудать» («обмануть», «облапошить»).
Настасья Филипповна Барашкова («Идиот», Ф. М. Достоевский)
Многогранная фигура Настасьи Филлиповны вызывает дискуссии и по сей день. Женщина, которая познала потерю, унижение и испытывает ненависть к себе, невольно становится катализатором многих событий. Будучи эксцентричной особой, она совершает поступки, которые, с одной стороны, можно списать на ее состояние, а с другой, задуматься «зачем?».
В сожжении 100 тысяч рублей (на сегодняшний день это около 8 миллионов рублей), по сути, не было необходимости, кроме как показать меркантильную натуру Гани Иволгина. Жест сильный и красивый, однако зачем жечь столько денег, когда им можно найти более полезное применение?
Софья (Соня) Семёновна Мармеладова («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)
Достоевский не был бы Достоевским, если бы его персонажи не страдали. Подобно святым, его герои познают истину и проходят очищение через покаяние. Соня Мармеладова, падшая женщина по общепринятым меркам, становится духовным проводником Раскольникова на пути к раскаянию. Для этого она едет с ним на каторгу.
Стоит ли жертвовать тем немногим, что у тебя есть, ради человека, которого практически не знаешь? И насколько правильно постоянно приносить себя в жертву ради благополучия остальных? Ведь если ради семьи Соня окончательно загубила свое положение, то ради главного героя она оставила всякую светскую жизнь.
Ольга Николаевна Скворцова («Драма на охоте», А. П. Чехов)
Поведение Оленьки, знаменитой по экранизации «Мой ласковый и нежный зверь», вызывает вопросы только о пределах ее аппетитов. Ведь ей было мало выйти замуж за обеспеченного человека. Она позволяла себе недостойные вещи, свято веря, что в будущем станет богатой женщиной. И неважно, с кем для этого ей придется быть и сколько сердец разбить. В итоге всё закончилось плачевно в первую очередь для самой Оленьки.
Анна Аркадьевна Каренина («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
От многих женщин с семьей можно услышать мнение, что главная героиня романа Анна — неразумная женщина. Ради молодого любовника она готова пожертвовать своими детьми и репутацией, от которой также зависят судьбы ее детей. Прекрасно осознавая возможные последствия своего ухода из семьи (а именно лишение возможности видеться с маленьким сыном), Анна дает унести себя слепым чувствам.
Это оканчивается не только тем, что Вронский лишается возлюбленной, что Каренин становится вдовцом. Также это выливается в то, что двое ее детей остаются сиротами, навсегда лишенные материнской ласки. Разве это поведение взрослой женщины?
Дарья Александровна (Долли) Облонская («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)
Долли Облонская, подобно обратной стороне монеты личности Анны, с самого начала истории становится жертвой измены мужа. Она добрая женщина, которая ради семьи и детей готова не замечать отношения мужа. Тем временем ее супруг Стива считает свою жену непривлекательной и недалекой женщиной. И это отражается на ее внешности. Изможденная фигура достойной Долли вызывает лишь одно сожаление.
Но в итоге стоит ли ради одного мужчины терпеть столько горя? Стоит ли ради видимости благополучной семьи жертвовать своей жизнью и становиться той самой, кем ее видит Стива?
Ольга Ларина («Евгений Онегин», А. С. Пушкин)
Пусть Ольга и не главный женский персонаж романа, однако она стала причиной одного из поворотных и, к сожалению, печальных событий. Не веди она себя столь легкомысленным образом, не случилось бы и дуэли. Об этом ей стоило задуматься заранее или просто проявить уважение к своему жениху.
Анна Сергеевна фон Дидериц («Дама с собачкой», А. П. Чехов)
Имеют ли смысл отношения, которые обречены заранее? Подобный вопрос может возникнуть после прочтения знаменитого рассказа «Дама с собачкой». И вопрос не безосновательный. Она замужем, он женат. Они живут в разных городах и вынуждены ездить друг к другу, встречаясь мимолетно. Этого будет недостаточно для полного счастья. И в результате этих отношений никто не будет удовлетворен в полной мере.
Катерина («Гроза», А. Н. Островский)
Поведение Катерины вызывает много вопросов. С одной стороны, она увлекающаяся натура, которая готова нарушить правила морали и изменить мужу ради объекта любви. В то же время, как человек открытый, не способная на обман и лицемерие девушка не в силах скрывать правду. Под давлением совести она признается мужу и свекрови в измене, а затем отдает себя Волге.
Зачем же так кардинально? Зная о суровости свекрови и отсутствии поддержки мужа, не разумней было ли бы просто завести дневник и признаваться на страницах, нежели создавать трагедию? Или, может, будь она мудрее, не стала бы так рисковать в принципе и не поддалась чувствам с самого начала? Тогда и признаваться было бы не в чем.
Маргарита («Мастер и Маргарита», М. А. Булгаков)
Как женщина горячего нрава, Маргарита после нанесения волшебного крема в первую очередь бросилась мстить критику Латунскому. А именно устроила погром, уничтожила работы и залила как его квартиру, так и его соседей снизу. Нужно ли было так приземленно себя вести, когда у тебя уже есть такие способности, остается вопросом.
Княжна Марья Николаевна Болконская («Война и мир», Л. Н. Толстой)
Княжна Марья не была красавицей. Тем не менее душа ее намного чище, чем у многих других персонажей «Войны и мира». Однако своей самоотверженностью она вызывает не только уважение, но и недоумение. Не способная дать отпор своему отцу Марья Николаевна даже отказывается от возможности быть счастливой с любимым. Кто бы согласился на такое? И нужна ли была такая жертва в итоге?
Главная героиня романа — Итог
Есть ли еще главная героиня романа, повести или пьесы, которая поступала неразумно? Кто из вышеупомянутых женщин вызывал самое большое количество вопросов?