Михаил Лермонтов прослыл не только одаренным поэтом-романтиком. Он обладал сложным противоречивым нравом. Меланхолик и ранимый мечтатель с замашками тирана, назойливый одиночка, злой шутник, сквернослов и интриган. Современники вспоминали характер Лермонтова не без едкости. Сегодня психологи назвали бы поэта емким словом «абьюзер». Был ли он столь бесчеловечен на самом деле? Пробуем постичь душу гения с «Так Просто!».
Характер Лермонтова
Многие биографы приписывают роль Мефистофеля в судьбе поэта его бабушке — барыне Елизавете Алексеевне. Деспотичная, резкая и властная, она была совсем не похожа на пушкинскую Арину Родионовну. Женщина воспитала внука сама, отобрав его у родителей и порвав с ними все связи. Отомстила дочери за выбор неродовитого бедного жениха.
Миша рос капризным нервным мальчиком, маленьким домашним тираном. У него были лучшие учителя, изысканная еда, большое угодье. Но эмоционально холодная бабушка не была ему близким другом. Она держала внука в постоянном напряжении: то баловала, то строго ограничивала. Ребенком он много болел и не общался с другими детьми. Чувствительному и одинокому Мише не с кем было разделить фантазии и грезы, поговорить по душам.
Потому будущий поэт часто бунтовал и хулиганил, водил Елизавету Алексеевну за нос. Превращался в жестокого, непокорного и холодного подростка. С возрастом эти черты переросли в циничность, желчность и мстительность.
Первая любовь
Первой дамой сердца и жертвой Лермонтова стала его соседка по имению, Екатерина Сушкова. 17-летняя умная и начитанная красавица была на 2 года старше Миши. Тот воспылал к ней чувствами и даже посвятил цикл стихотворений о разбитом сердце. Но девушке не приглянулся невысокий косолапый паренек с большим носом, крупной головой и красными глазами навыкате. Да еще и с язвительным нравом в придачу.
Спустя 4 года Лермонтов сумел отомстить девушке за отказ. Сушкова собиралась замуж, и Михаил вновь возник в ее жизни. Он разыграл несчастного страдальца, отвергнутого людьми и миром. Напористо доказывал, что лишь ее любовь сможет его исцелить. Девичье сердце дрогнуло. Екатерина по сути согласилась стать его женщиной.
Этого жестокий юнец и добивался. Он начинает манипулировать ее чувствами. Настраивает против нее родственников жениха, компрометирует, распускает сплетни, изводит игнором, шантажирует. Вырывает из нее признание в любви и дарит помолвочное кольцо… Девушке приходится расторгнуть былую помолвку.
Первая месть
Жениться на Сушковой Лермонтов не собирался. Чтобы расстроить их связь, он написал ей анонимное письмо, где очернил самого себя.
«Он не женится на вас, поверьте мне; покажите ему это письмо, он прикинется невинным, обиженным, забросает вас страстными уверениями, потом объявит вам, что бабушка не дает ему согласия на брак; в заключение прочтет вам длинную проповедь или просто признается, что он притворялся, да еще посмеется над вами и — это лучший исход, которого вы можете надеяться и которого от души желаю вам», — говорилось в письме.
На балу Екатерина потребовала у Михаила объяснений. Тот лишь со злой ухмылкой бросил, что это была шутка и он никогда ее не любил. А в гостях у их общей знакомой девушка случайно нашла письмо от Лермонтова. В нём тот признается, что вел двойную игру ради мести и сумел влюбить в себя Сушкову. Заполучил ее как трофей и сейчас испытывает к ней лишь презрение.
Циничный сердцеед
Сушкова стала далеко не последней жертвой сложного характера Лермонтова. Поэт не раз проделывал ту же уловку с другими дамами. В силу своей неказистой внешности мужчина брал женщин харизмой и красноречием. Чем равнодушнее была его цель, тем сильнее возрастал спортивный интерес.
Михаил обожал развлекаться, расстраивая чужие свадьбы. Прознав о помолвке своих знакомых, он начинал чаще бывать в доме невесты. Был галантен, показательно влюблен, носил цветы и посвящал стихи. Строптивиц обуздывал «тяжелой артиллерией» — грозился наложить на себя руки.
Как только девушка признавалась ему в чувствах и разрывала помолвку, Лермонтов в лучшем случае испарялся. В худшем — собирал всех жертв в одной комнате, делал громкое признание в «шалости» и с издевкой потешался над бедными девушками.
Характер Лермонтова: злой балагур
За поэтом тянулась дурная слава злого языка. Он любил колко подтрунивать над окружающими, сочинял сатирические стишки, сплетничал и открыто хамил. В каждом знакомом Лермонтов отыскивал внешний изъян или слабость, а затем постоянно изводил человека насмешками. Когда тот выходил из себя, зубоскал был очень доволен. При этом шуток в свой адрес поэт не терпел.
Чем больше признания получала поэзия Михаила, тем ядовитее становился сам автор. Он держался высокомерно и ни о ком не отзывался хорошо. У него было мало друзей и много врагов. При этом Лермонтов обладал обостренным чувством справедливости, был глубоко чувствителен и меланхоличен. Современники называли его зацикленным на себе желчным дитем, которое в шутку колет окружающих булавкой и потешается над их реакцией.
Угрюмый одиночка
Если поэту было угодно, он умел создать впечатление отшельника, а не балагура и забияки. «Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжелый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех своих товарищей, за что, в свою очередь, и ему платили тем же. Его не любили, отдалялись от него и, не имея с ним ничего общего, не обращали на него никакого внимания», — вспоминает об однокашнике по Московскому университету Павел Вистенгоф.
А вот как о поэте отзывалась фрейлина Вера Анненкова: «Должна признаться, он мне совсем не понравился. У него был злой и угрюмый вид, его небольшие черные глаза сверкали мрачным огнем, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка».
Характер Лермонтова: шутка ценою в жизнь
Несносный гений поплатился за свой едкий нрав. В 1841 году в Пятигорске он получил прямой выстрел в грудь от Николая Мартынова. Лермонтов несколько раз злобно подшутил в обществе дам над традиционным черкесским костюмом отставного майора, за что был вызван на дуэль. В мемуарах Мартынов писал, что не жалеет о содеянном. Промахнись он на дуэли, то застрелил бы Лермонтова позже.
Удивительно, как в Лермонтове сумели ужиться два разных человека. Подлец и герой, отшельник и повеса, шутник и жестокий циник. Возможно, именно эти противоречия и сделали его гениальным поэтом и прозаиком. Характер Лермонтова был очень непрост. Как говорил Сальвадор Дали: «Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие».