С моральной точки зрения врать плохо. Этому нас учат с детства. Только правда и никакого лукавства. А этикет нас учит быть вежливым человеком.
Но ведь если всем говорить правду, можно и обидеть ею, и прослыть невежливым. Как найти выход из этого противоречия? Писатель Александр Гнесин имеет на этот счет свое мнение, которое наша редакция находит очень интересным.
Ложь во благо
«Я знаю, как спасти мир. Только он вряд ли со мной согласится. Но я всё равно настаиваю на своем и считаю, что секрет выживания — в лицемерии. Его эскалация может служить мерой цивилизации. Чем реже мы говорим, что думаем, тем легче всем ужиться друг с другом.
Терпимость начинается с вранья и кончается вежливостью, которая становится автоматической реакцией на любой контакт с посторонним. Так англичане, забыв подумать, извиняются, когда им наступают на ногу».
«В Японии просто не наступают на ногу, но извиняются всё равно. Оно и понятно: на островах привыкли жить в тесноте. Но даже в просторной Америке хамят лишь за рулем.
Я много раз поражался тому, как человек, только что обогнавший меня с риском для наших обеих жизней, выйдя из машины, прячет глаза. Еще и потому что, если не прячет, могут и пристрелить».
«На американской дороге дерутся чаще, чем в барах. Возможно, потому, что, отгородившись от других стеклом и металлом, проще быть самим собой, а это не всегда аппетитное зрелище.
Вежливость как раз и мешает нам открыться именно так — вываливая себя наружу. Иногда на вежливость обижаются, справедливо считая ее лицемерным обманом. Знаю по себе, потому что в Москве меня попрекают акцентом».
«Он у меня, конечно, есть, да еще какой, но не в родном же языке, на котором я полжизни говорю по радио. Я долго недоумевал, пока не сообразил, что во всём виновата привычка всегда здороваться, даже по телефону».
«Между тем вежливость с посторонними многим кажется чужой причудой, от которой недалеко и до политкорректности.
И это я тоже могу понять, ибо антитеза вежливости не грубость, а искренность. Откровенность делает общение осмысленным, вежливость — возможным. Ведь мы часто разговариваем с людьми, ни в чём с нами не согласными. Довлатов говорил: “Вы жалуетесь, что они нас не пускают в литературу, но мы бы их не пустили в трамвай”».
«В экстремальных случаях, когда в общение вступают республиканцы с демократами, кошка с собакой или мясники с вегетарианцами, лучше молчать вслух, говоря о погоде. Тем более что об интересном — о любви, деньгах и недостатках ближних — говорить стоит только искренне.
Если по-английски на “вы” обращаются к Богу или Шекспиру (их часто путают), то русский помещает между «ты» и “вы” бесконечную градацию оттенков».
«Сокровенное “ты” требует несмешанных чувств. Оно годится для тех, кого мы очень любим или сильно презираем. Для остальных, а это целое человечество, “вы” подразумевает букет непростых, а иногда и противоположных чувств».
«Красивую эмоциональную икебану составляет смесь правды и лжи, то есть откровенности и лицемерия. И если искренность незаменима, как водка, то вежливость необходима, как вода. Без первой жить не хочется, без второй нельзя».
Выходит, бывает ложь во благо, и иногда она допустима. Главное не врать самому себе и не врать в корыстных целях, тогда совесть будет чиста.