Житие святого Серафима Саровского

Серафим Саровский — великий целитель и мудрейший монах, которого верующие почитают по сей день. Его житие вдохновляет, а учения помогают обрести истину. Это великий человек, о котором нужно знать и помнить.

Потому сегодня редакция «Так Просто!» рассказывает о житии Серафима Саровского и вспоминает его учение.

Преподобный Серафим Саровский

Святой Серафим родился 19 июля 1759 года в городе Курске. При крещении его нарекли Прохором. Когда ему было три года, отец мальчика умер, незадолго до трагедии взяв подряд на строительство храма преподобного Сергия. Мать Прохора взяла на себя все труды по продолжению работ.

Часто и мальчик ходил с матерью на стройку. Однажды во время осмотра он оступился и упал с высокой колокольни. Спустившись вниз, мать увидела, что сын ее здоров и невредим, в чём усмотрела божественный знак. Уже тогда было ясно, что для этого мальчика уготована особая миссия.

Старший брат Прохора занимался торговлей и со временем стал приучать к этому и мальчика. Однако душа его всегда стремилась к Богу: каждый день он посещал храм, просыпался рано утром, чтобы пойти и послушать утреню. В раннем возрасте он выучился грамоте, тогда его любимым занятием стало чтение Священного Писания и Жития святых.

В 17 лет юноша твердо решил, что оставит мирскую жизнь. Тогда он попросил благословения у матери и посвятил себя иноческой жизни. Поначалу он отправился в Киево-Печерскую лавру, где познакомился с затворником Досифеем. Именно затворник рассмотрел в Прохоре верного слугу Христова и сказал, что место юноши в Саровской пустыне.

Благодаря этому совету в 1778 году Прохор оказывается в Сарове. Там его принял старец Пахомий, который на тот момент был настоятелем в обители. Святой много молился, а в келье внимательно читал духовные книги. Его образ жизни был суровым, однако душа требовала большего.

Тогда, получив благословение старцев, избранник Божий начал уходить в лес для молитв. Братья удивлялись силе духа и святым подвигам Прохора. Святой часто болел, но всякий раз отказывался от лечения, предпочитая уповать на волю Божию. Когда состояние святого стало критическим, ему явилась Божия Матерь и исцелила его. Со временем на месте этого чуда построили храм.

В 1786 году, когда Прохору исполнилось 28 лет, он был пострижен в иноки и принял имя Серафим. В 1787 году Серафим был посвящен в сан иеродиакона. После этого 6 лет без перерыва был в служении. Он мало спал, почти не отдыхал, забывал поесть, но Бог всегда давал ему особые силы.

В 1793 году святой принял сан иеромонаха, а после ухода старца Пахомия Серафим по благословению старца Исаии оставил обитель. Он ушел жить в лес, в уединенную келью на берегу реки. Понемногу обустраивал быт: сделал рядом с кельей огород, разводил пчел. Всё остальное время проводил в молитве и за чтением святых книг.

Жизнь святого была непростой, и на пути его ждали разные испытания. Однажды на Серафима напали разбойники, требовавшие денег, которые тот якобы получил у мирян. Конечно же, у старца никаких денег не было, что разозлило грабителей. Они набросились на Серафима и сильно избили его.

Когда он пришел в сознание, то сразу поблагодарил Бога за свое страдание и помолился о прощении нападавших. Наутро он с трудом добрался до обители, где его осмотрели врачи. Он чудом выжил, ведь травмы были очень серьезными. Он долго лежал обессиленный, отказавшись даже от пищи.

В то время у Серафима случилось видение. К нему явилась Богородица и апостолы Петр и Иоан и сказали врачам: «Что вы трудитесь?», — а самому преподобному: «Сей от рода моего!». Тогда Серафим отказался от врачей и отдал свою жизнь в руки Господа. Через девять дней к нему вернулись силы и он смог встать с постели.

Однако в свою келью он вернулся только спустя 5 месяцев. Со временем люди узнали о преподобном и начали приходить за помощью. Он принимал многих, давал им советы, делился мудростью и наставлениями. Святой помог многим, уже тогда в сердцах людей зародилась искренняя любовь к Серафиму и его учениям.

Об отшельнике знали не только люди, но и дикие звери. Многие не раз видели, как Серафим кормил с рук большого медведя. Отшельник излучал любовь и веру, и даже природа отвечала ему тем же.

На три года святой принял обет молчания. Тысячу дней и ночей он стоял на камне и молился Богу. Он стойко переносил и зимнюю стужу, и летний зной, и дожди. Спускался с камня, только чтобы принять пищу.

После этого подвига святой сильно ослабел. Он уже не смог самостоятельно приходить в обитель, потому в 1810 году после 16 лет жизни в лесу он оставил пустынь и вернулся в монастырь. Там он начал новый подвиг затворничества: поначалу он никуда не выходил и ни с кем не разговаривал. Никто не видел даже то, как он брал пищу.

В его келье была лишь икона Божией Матери, лампадка перед нею и обрубок пня вместо стула. В сенях стоял дубовый гроб, возле которого старец молился, готовясь к переходу к вечной жизни. Только через 10 лет своего затворничества Серафим снова заговорил, чтобы послужить миру. Он отворил свою келью, и к нему начали приходить люди. Он давал им наставления, учил жизни и делился мудростью.

За год и десять месяцев до завершения земной жизни Серафиму снова явилась Божия Матерь. Это было предзнаменованием близкого ухода святого и его нетленной славы. В 1833 году келейник преподобного почувствовал запах гари, идущий из кельи святого Серафима. У него всегда горели свечи, он говорил: «Пока я жив, пожара не будет, а, когда я умру, кончина моя откроется пожаром».

Так и случилось. Когда открыли двери кельи, то увидели бездыханное тело святого Серафима Саровского, а вокруг тлеющие вещи и книги. Его уложили в подготовленный гроб и погребли около соборного алтаря. Вскоре Серафима причислили к лику святых. Еще много лет к тому месту приходили люди и молились преподобному.

Святой считал, что самый страшный грех человека — это уныние. Он призывал людей избавиться от духа отчаянья и радоваться жизни. Потому сейчас люди идут к Серафиму в трудные минуты жизни. Святой всегда помогает и утешает, если молящийся действительно нуждается в помощи.

Святой говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный». Нам всем нужно прислушаться к этому совету и начать ценить жизнь и радоваться ей!

Житие святых — один из лучших источников мудрости. Наглядный тому пример — житие Сергия Радонежского, которого и по сей день помнят и любят православные верующие.

Понравилась статья? Делись с друзьями!

ПравославиеРелигияСаморазвитиеЦерковь
Комментарии (0)
Добавить комментарий