Немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер считается одним из величайших мастеров эпохи Возрождения. О нём говорят, как о «Северном Леонардо да Винчи». Благодаря ему гравюра стала одним из самых популярных искусств XVI века. Но настоящей жемчужиной в творческом наследии художника можно назвать рисунок «Руки молящегося».
Как и каждое известное произведение искусства, эта работа окружена множеством красивых, назидательных и подчас очень трогательных легенд. Что них правда, а что ложь? К счастью, сохранились письма и автобиография Дюрера, поэтому есть возможность разобраться, отталкиваясь от реальных фактов.
Руки молящегося
В Сети часто можно встретить сентиментальную историю написания картины «Руки молящегося». Согласно ней два брата, жившие в деревушке недалеко от Нюрнберга, мечтали стать художниками. Но их отец еле сводил концы с концами и не мог заплатить за обучение.
Тогда мальчики заключили соглашение. Они договорились бросить монету. Проигравший обещал пойти работать в шахту и оплачивать обучение выигравшему. А счастливчик, получив профессию, обязался выучить брата, который пошел ради него на такую жертву.
Альбрехт Дюрер выиграл и отправился учиться в Нюрнберг, а его брат стал шахтером. Когда ставший знаменитым юный художник вернулся в родную деревню, в его честь устроили пир. Альбрехт произнес тост за любимого брата, благодаря жертве которого он смог исполнить мечту. В заключение он сказал: «Теперь, брат мой, пришел твой черед. Ты можешь поехать в Нюрнберг за своей мечтой, а я буду заботиться о тебе».
Однако вместо радости на лице того появились слезы. Он поднял к лицу руки и мягко сказал: «Нет, уже слишком поздно. Посмотри, что четыре года в шахте сделали с моими руками! Кости на них переломаны не один раз? и я даже не могу удерживать бокал, а тем более кисть…».
Тогда-то по легенде Альбрехт и решил увековечить загрубевшие руки своего брата. Он назвал картину очень просто: «Руки». Но весь мир знает ее, как «Руки молящегося».
Что говорят историки
На самом деле семья Дюрера была довольно зажиточной. И жила не в маленькой деревушке, а в центре Нюрнберга. Отец мальчика был известным ювелиром и занимал доходную должность городского контролера монет.
К тому же Дюрер-старший сам был прекрасным художником и вполне мог бы сам обучить детей азам профессии. А значит отправляться на учебу в академию художеств, которая, к слову, появилась в Нюрнберге только через 200 лет, у братьев не было никакого резона.
Вместо этого отец с детства учил сыновей ювелирному делу. «Когда я выучился читать и писать, отец забрал меня из школы и стал обучать меня ремеслу золотых дел мастера. И когда я уже научился чисто работать, у меня появилось больше охоты к живописи, нежели к золотых дел мастерству. Я сказал об этом моему отцу, но он был совсем недоволен, так как ему было жаль потерянного времени», — вспоминает сам художник в автобиографической «Семейной хронике».
«Всё же он уступил мне, и… договорился мой отец отдать меня в ученики к Михаелю Вольгемуту (известному немецкому художнику), с тем чтобы я служил у него три года. В то время дал мне бог усердия, так что я хорошо учился», — продолжает Дюрер. И мы понимаем: ни шахты, ни академии, ни брата-горняка и искалеченных шахтерских рук никогда не существовало.
В реальности Альбрехт и его братья и без того стали художниками. А ставшие всемирно известными «Руки» написаны Дюрером как подготовительный набросок к алтарю для богатого торговца сукном Якоба Геллера. Что ж, люди любят красивые истории и частенько грешат ради них против истины. Но хоть притча и оказалась на поверку выдумкой, это не уменьшает значимость картины. «Руки молящегося» стали важным элементом массовой культуры и символом надежды, которой так не хватает человеку в современном мире.
В статье и на превью использованы фото Getty Images.