Снискавший мировую известность советский актер и режиссер Сергей Бондарчук фильмы, которые поставил, обдумывал и снимал очень тщательно, даже дотошно. Работая над киноэпопеей «Война и мир», он неоднократно требовал снимать до сорока дублей одной и той же сцены. Особенно это касалось батальных эпизодов. Шесть лет огромный коллектив создавал «Войну и мир» в четырех частях.
Сергей Бондарчук: фильмы
В 1956 году на экраны вышла американская экранизация «Войны и мира», поставленная Кингом Видором. В ней Одри Хепберн воплотила образ Наташи Ростовой. Может, и сам того не желая, Кинг Видор своим фильмом спровоцировал Министерство культуры СССР и Госкино ответить лучшей экранизацией эпопеи.
Взяться за постановку киноверсии «Войны и мира» стремились прославленные, опытные режиссеры Михаил Ромм, Сергей Герасимов, Иван Пырьев (у него уже был готов сценарий). Но Госкино выбрало молодого режиссера и актера Сергея Бондарчука, который успел заявить о себе несколькими хорошо сыгранными ролями в «Молодой гвардии» своего учителя Сергея Герасимова, Отелло в одноименном фильме, поставленном Сергеем Юткевичем по трагедии Шекспира. За роль Тараса Шевченко в ленте украинского режиссера Игоря Савченко, доснятой его учениками и ассистентами Александром Аловым и Владимиром Наумовым, был отмечен Государственной (тогда Сталинской) премией.
За плечами Бондарчука-режиссера к тому времени был всего один, но сильный фильм «Судьба человека». Уже знали, что Сергей Бондарчук фильмы, в которых занят, словно проживает, вкладывая в них всю душу.
150-летие Бородинской битвы
Вероятно, в Госкино сочли, что, кроме мастерства, опыта и профессионализма, режиссер фильма такого размаха должен обладать также недюжинным здоровьем и молодой энергией. Но, как говорится, человек располагает…
На деле же к 150-летию Бородинской битвы успели только утвердить литературный сценарий и провести актерские пробы. К І Московскому международному кинофестивалю, состоявшемуся в июле 1965 года, были сняты только две серии. Первая часть эпопеи — «Андрей Болконский» — получила Большой приз фестиваля. Сергея Бондарчука из-за нервного перенапряжения врачи еле смогли спасти.
Впервые Бондарчук едва не ушел на небеса годом раньше, в разгар летних натурных съемок киноромана. Придя в себя после сердечного приступа, Сергей Федорович сказал: «Теперь я знаю, как надо снимать смерть князя Андрея. Он должен уходить не во тьму, а в свет», — вспоминала его вдова Ирина Скобцева…
Масштабные съемки
Бюджет советского блокбастера составил небывалую по тем временам сумму — 8 291 712 рублей. Министерства культуры, обороны, легкой промышленности отвечали за обеспечение картины необходимыми ресурсами. Около 50 фабрик ткали сукно, шили костюмы, изготовляли декорации, оружие, сбрую. В массовке для батальных сцен участвовало 120 000 солдат и гражданского населения (солдаты обошлись даром). Это количество зафиксировано Книгой рекордов Гиннесса.
Аустерлицкое и Шенграбенское сражения снимались в Закарпатье. Необходимое оборудование, инвентарь, амуниция, одежда ехали в 150 вагонах. К каждому эпизоду подходили со всем тщанием.
Фильм получил мировое признание. 15 апреля 1969 года его создателям вручили «Оскар». Статуэтку приняла Людмила Савельева: Бондарчук находился на съемках «Ватерлоо».
Батальные сцены признаны лучшими в мировом кинематографе. Очень высокую оценку получила операторская работа Анатолия Петрицкого, сына знаменитого украинского художника-авангардиста Анатоля Петрицкого. Для съемки «с летящего пушечного ядра» (часть «Бородино») камеру прикрепили над полем к канатной дороге длиною в 120 метров. Снимая первый бал Наташи, Петрицкий встал на ролики, а ассистент передвигал его среди вальсирующих пар. Все эти приемы вошли в хрестоматии для кинооператоров…
И все бюджетные расходы многократно окупились. И на выпускных вечерах девочки наряжались в платья с завышенной под грудь талией а-ля Наташа Ростова, но не в пол, а мини. Обладательницы кос делали нарядные прически, как у нее. Мне довелось знать очень элегантного кота с изящными чертами мордочки, которого хозяйка, впечатлившись образом, воплощенным Вячеславом Тихоновым, назвала Болконским…
Получается, что перегнали американцев?
Сергей Бондарчук фильмы снимал: всё ли так красиво
Но вот почему-то вспоминаются рассказы очевидцев, как много заработали на закарпатском даре Диониса начальство и охрана виноградного совхоза, на чьих землях снимали поля Аустерлица. Да и те, у кого был «домашняк», не остались внакладе, тайком поставляя напиток в трехлитровых банках.
А виноградники и поля были вытоптаны до голой земли. Обесценились старания целых поколений трудолюбивых людей. Люди в который раз почувствовали свою незначительность для советской власти… И к чему тогда слова Андрея Болконского накануне битвы, решившей исход войны: «Да когда это выигрывали бои те, у кого лучше стояли войска? Главное — что внутри, мирное согласие и настрой, говорящий о жизни духа…»
Если это очередная цитата «для фасада», то и роман, и его экранизация были, видимо, зря… Что думаешь?