Скрипка Страдивари долгое время оставалась загадочным инструментом. Всё потому, что ее звучание не удавалось повторить ни одному современному мастеру. Да и в те времена, когда творил знаменитый создатель «идеальной» скрипки, подражать ему мог еще только один гений — Гварнери. Кстати, говорят, что его скрипки были еще лучше, просто он не был так известен, как великий Страдивари.
Надо сказать, что предположений было много. В итоге ученые сошлись на том, что секрет кроется не в древесине, не в форме конструкции и не в каких-то особенных струнах. Лак — вот что делает скрипку «живой». Ученым наконец удалось разгадать этот секрет. Редакция «Так Просто!» хочет немного об этом рассказать.
Скрипка Страдивари
Многое о скрипке мы в свое время узнали из фильма «Визит к Минотавру». Кажется, там довольно подробно изложена история ее создания и упоминается тот самый клей (или лак), рецепт которого Страдивари держал в строжайшем секрете. Кто же захочет, чтобы уникальные скрипки стали делать все подряд? Надо сказать, что именно этот лак долгое время вводил всех в заблуждение.
Лак исследовали долгие годы самые разные специалисты, и в итоге они пришли к мнению, что сам лак хоть и влияет на звучание, но определяет его всё же не он. А вот пропитка древесины специальным химическим составом как раз и есть тот самый секрет, который так долго не могли отыскать.
Самое интересное, что изначально пропитка не предназначалась для того, чтобы придать инструментам какие-то особенные акустические свойства. Скорее, для пущей крепости. Но подход был еще более прагматичным — нужно было уберечь скрипку от паразитов, которые запросто могли уничтожить инструмент. А вот новые обертоны Антонио Страдивари услышал уже немного погодя.
Надо сказать, что мастера тогда работали крайне ответственно. В этом можно убедиться еще и потому, что скрипки Страдивари и Гварнери существуют и используются до сих пор. Это ли не показатель качества? Стоит отметить, что древесина действительно проходила серьезную химическую обработку.
Скрипка Страдивари
Химикам удалось выяснить состав той уникальной смеси. В частности в нее входила бура, натриевая соль борной кислоты, которая известна еще со времен Древнего Египта. Тогда ее использовали для мумификации, а позже для дезинфекции и как инсектицид. Как раз для того, чтобы скрипку элементарно не «схарчили» черви.
Еще в состав пропитки входили медь, цинк, квасцы, которые тоже известны с глубокой древности, а также растворенная известь. Очевидно, что у каждого мастера был свой уникальный метод, которым они совсем не спешили делиться. И Страдивари, и Гварнери опасались, что технология попадет в чужие руки, ведь патентов тогда еще не было.
А вот лак, кстати, секретным не был, поскольку не давал никаких критических изменений в звуке. Пропитка же, наоборот, инструмент «раскрывала». Впрочем, ученым еще предстоит выяснить, какой из элементов влияет на звук сильнее всего. Кто знает, возможно, в будущем кто-то сможет повторить чудесное творение одного из великих мастеров.
Интересное. В мире насчитывается примерно 600 скрипок Страдивари и всего лишь 100 Гварнери. Отношение к ним разное. Из знаменитых владельцев можно отметить Владимира Спивакова — он играет на Страдивари за два с половиной миллиона долларов. Эту скрипку меценаты выкупили специально для него и отдали в пользование «на всю жизнь». Вот так!
От редакции
Честно говоря, было бы интересно взглянуть на одну из этих скрипок поближе. Скорее всего, в них нет ничего особенного для людей, которые не изучали тему. И тем не менее так здорово, что на земле еще остаются вещи из прошлых эпох, которые могут подарить нам ту самую атмосферу. Не так ли?
Скрипка Страдивари — это произведение искусства, секрет звучания которого никак не удавалось найти. Но теперь ученые «напали на след». Читай нашу статью о том, для чего антиквары разыскивают старые ламповые радиолы и радиоприемники. Спасибо, что остаешься с нами!
Странная статья… Кто в 80-х смотрел фильм «Визит к минотавру», где показали хищение скрипки Страдивари в Союзе того времени, параллельно шло повествование о мастере Страдивари и его ученике. Там в конце концов устами Плятта и была озвучена разгадка волшебного звука — «Лак! Только лак, мой мальчик! » — сказал мастер ученику. А тут теперь открытие сделали… Писать не о чем?