Верико Анджапаридзе (6 октября 1897 года — 31 января 1987 года) до сих пор в народе называют матерью Грузии. Британская энциклопедия «Кто есть кто» внесла ее имя в список десяти самых выдающихся актрис ХХ столетия.
Верико Анджапаридзе
Обладая огромным талантом, независимым характером, мощным взрывным темпераментом, острым, подчас саркастическим умом, прекрасная, гордая и романтичная Верико Анджапаридзе ассоцировалась с воплощенным ею на экране образом сильной грузинки. Хотя, конечно, она играла в кино и в театре не только роли грузинок. Почти 90 ролей неповторимых женщин, юных и почтенного возраста, из разных сословий и стран, имеющих различные судьбы и характеры, живы в памяти поколений почитателей кино и театра. Часть из них сохранилась на экране.
Правда, Верико, обретшая мировую известность во многом благодаря кино, сниматься не очень любила, так как в процессе съемок не могла ощущать связи со зрителями. Лучше, конечно, посмотреть игру Анджапаридзе. Дарование Верико было универсальным: ей блестяще удавались и трагические, и лирические, и комедийные роли.
Роли Верико Анджапаридзе
Среди своих любимых образов сама Верико называла именно созданные на сцене: Юдифь в спектакле «Уриэль Акоста» по пьесе К. Гуцкова, Шекспирова Клеопатра и Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» Дюма-сына среди самых дорогих ее сердцу. После премьеры «Дамы с камелиями» в 1940 году Владимир Немирович-Данченко, увидев актрису в роли Маргариты, восхищенно сказал: «Наконец-то я тебя увидел!» — и добавил, что таким великим актрисам надо ставить памятники при жизни…
Великие мастера своим творчеством создают прижизненные памятники себе. Банальная фраза, скажешь? Таблица умножения тоже банальна. И точна.
А в Грузии живо предание, будто во время встречи наступающего столетия великий национальный поэт Акакий Церетели поднял двухлетнюю Верико на руки и, назвав ее маленькой феей ХХ века, напутствовал малышку: «Ты должна прославить свою родину в новом веке!» Его слова оказались пророческими…
Родная для всей Грузии
Верико Анджапаридзе, несмотря на резкость суждений (она даже не раз спорила с мужем Михаилом Чиаурели, упрекая его в заискивании перед Сталиным, которого ненавидела), имела множество почитателей, была радушной хозяйкой гостеприимного дома на Горе Раздумий в Тбилиси, дружила с Соломоном Михоэлсом, Марией Бабановой, Фаиной Раневской, Майей Плисецкой, Аркадием Райкиным.
Да что говорить, вся Грузия считала ее чуть ли не родной. Дочь актрисы, не менее талантливая и знаменитая Софико Чиаурели (21 мая 1937 года — 2 марта 2008 года), рассказывала, что, едва Верико Ивлиановна, артистка театра имени К. Марджанишвили, во время гастролей входила на рынок, по репродуктору тут же гремело: «К нам пришла великая Верико Анджапаридзе! Если кто-нибудь возьмет с нее хотя бы рубль…» — последнее предложение произносилось с многообещающе грозной интонацией, а великая актриса, чтобы избавить людей от убытков, а себя от неловкости, тут же ретировалась.
Софико Чиаурели
Софико же люди любили не столь пафосно — «по-домашнему», что ли, по-родственному. Называли «наша Софико». Между тем в детстве и ранней юности будущая артистка мечтала стать врачом. Но поступила во ВГИК, последовав за любимым — Георгием Шенгелаей.
Кинематографический дебют студентки состоялся в фильме Резо Чхеидзе «Наш двор» (1956). Картина была награждена золотой медалью международного конкурса в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Не замедлили и приглашения участвовать в других проектах. Увидев Софико Чиаурели в романтической «Хевсурской балладе», где она создала образ гордой Мзекалы, Сергей Параджанов решил, что нашел исполнительницу главных ролей в фильме-метафоре «Цвет граната».
Роли Софико Чиаурели
Да-да, ролей: актриса здесь играет не одного, а шесть персонажей: молодого поэта, его возлюбленной, музы, мима, ангела и сумасшедшей монашки. Без знакомства с творчеством знаменитого армянского ашуга XVIII века Саят-Новы и тем, что известно о его жизни, очень трудно понять фильм. Но он завораживает с первых кадров.
И вклад Софико Чиаурели в «Цвет граната» бесценен. Увидев его, Феллини и Мазина мечтали познакомиться с грузинской актрисой, будто сошедшей с фрески. А сам Параджанов писал: «С ней в мои фильмы входит сама красота. Она гениальная кинобалерина». И его «Легенда о Сурамской крепости» (1984), и «Ашик-кериб» (1988), где Чиаурели тоже играла, подтверждают восхищенные отзывы великого режиссера.
Памятники бывают разными
Диапазон ее артистического дарования безграничен. В 1972 году, когда на экраны Союза вышла кинодрама «Тепло твоих рук», Софико исполнилось 35 лет. А ее героине Сидонии уже 80… Разные характеры, жанры, стили — всё интересовало актрису, всё оказывалось по плечу. Помнишь: «Был бы подсудимый, а улики всегда найдутся»; «Он не так уже молод, чтобы ухаживать, но и не так стар, чтобы волочиться!»; «При хорошей женщине и мужчина может стать человеком»? Это фразы Алисы Постик, ее героини из детективной комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину»…
Единственная из советских актрис, Софико Михайловна Чиаурели 7 раз была признана лучшей актрисой года на различных международных кинофестивалях. И Верико Анджапаридзе на склоне лет вслух признала, что ее дочь — очень большая актриса. А в душе знала это всегда, ведь не зря доверила ей любимую роль Юдифи, с которой она сама 40 лет выходила на сцену в спектакле «Уриэль Акоста».
Театр — жизнь. Об этом думаешь, когда узнаёшь, что в последний раз Верико Анджапаридзе вышла на сцену за день до собственного рождения для неба. И к слову о памятниках: основанный вместе с Котэ Махарадзе театр Софико Чиаурели назвала именем матери — «Верико»…