Греческие мифы преподносятся нам как божественно-героический эпос, созданный древним народом Эллады. Однако интересным будет узнать, что сами эллины, современники тех событий, нередко старались переосмыслить эти истории. Пытались найти в них рациональное зерно. Скажем просто: относились к мифам скептически, считая их не более чем сказками.
Редакция «Так Просто!» с удовольствием расскажет о том, как древнегреческие мудрецы и философы объясняли те или иные события и почему в древних мифах на самом деле нет совершенно ничего божественного или сказочного. Впрочем, сам эпос кажется близким и понятным, потому что он рассказывает о людях с точки зрения их недостатков и достоинств.
Греческие мифы
Греческие легенды переосмысливали и такие гиганты мысли, как Геродот и Гекатей. Занимались подобным и эллинские историки, выдавая по поводу мифов буквально зубодробительные рецензии. Например, история об Ио, которую якобы похитил Зевс. Тот самый Геродот сообщает нам, что девушку на самом деле похитили пираты. Но что с ней случилось потом?
© PixabayА потом Ио объявилась во дворе царя Египта, который, судя по всему, и был заказчиком этого предприятия. Взамен царь отправил отцу девушки корову. Возможно, в качестве подарка или чтобы сильно не грустил. Ну а добрые люди уже дали волю фантазии, превратив эту историю в миф, где несчастная Ио превращается, в итоге, в корову.
Известны целые трактаты, посвященные вопросу мифов. В одних критики не старались подвергнуть сомнению существование божеств и избегали толкования легенд, в которых они фигурировали. Другие, наоборот, давали подробные объяснения. Как, например, Гераклит, который в своем трактате разобрал 39 сюжетов. Впрочем, считают, что он просто сделал выборку из более ранних трудов и взял только то, что ему нравится.
Философы в своих развенчаниях руководствовались простыми принципами. Тот же Гераклит был убежден, что в легендах о чудовищах на самом деле фигурировали разбойники или лидеры с устрашающими прозвищами. Какие-то мифы появились из-за разного толкования слов или из-за банальной ошибки. Или даже из воображения людей.
Вот он приводит в пример легенду о Гелиадах, сестрах бога Фаэтона. По легенде, когда они скорбели по брату, то стали тополями. Гераклит посчитал, что сестры просто бросились в реку, а какие-то люди, которые передвигались по течению вслед за ними, увидели на какой-то из излучин молодые тополя. Может, даже целую рощу. Почему бы им было не решить, что девушки стали этими тополями?
Греческие мифы
Интересно о Медузе Горгоне. Хоть согласно мифам она и считается чудовищем, но, скорее всего, история о ней намного более прозаична, чем кажется. По всей видимости это была исключительно красивая женщина, от одного только вида которой у мужчин «каменел». А потом ей попался юный красавчик Персей, на которого она потратила состояние и молодость. Иными словами — потеряла голову!
Гарпии тоже не были чудовищами, которые обкрадывали Финея из-за его проклятья, и поэтому он никак не мог нормально поесть. Гераклит предполагает, что вместо гарпий мужчин обрабатывали стайки симпатичных гетер, на утехи с которыми они и спускали все свои средства, а когда богатства истощались, предприимчивые девицы просто уходили к другим. По правде говоря, это кажется совсем недалеким от истины.
Заслуживают внимания и другие заметки по поводу героев. К примеру, Атлант вполне мог быть серьезным ученым, который занимался астрономией и метеорологией. Поэтому о нём говорили, что он «держит на плечах космос». Орфей же, который был способен музыкой остановить зверя, был, очевидно, профессионалом риторики и убеждения. Этим навыком, он, возможно, успешно пользовался в переговорах с дикарями.
Интересны и более поздние заметки по поводу знаменитого царя Мидаса и его ослиных ушей. Просто, по версии эллинских мудрецов, у царя была туча осведомителей по всей стране, за счет чего он умудрялся поддерживать государственный порядок. Собственно, отсюда и легенда о длинных ушах. Ну а коли они длинные, то обязательно как у осла!
Что-то похожее можно найти в размышлениях о спартах, воинах, выросших якобы из зубов дракона, а потому непобедимых. Философы считали, что беотийцы проиграли финикийцам потому, что вторые использовали неизвестные для них приемы боя и, возможно, более совершенные доспехи. Это и послужило возникновению мифа о том, что спарты «вытянулись из земли».
От редакции
В наше время, конечно, проще согласиться с древними греческими учеными, потому что их доводы действительно рациональны и понятны. Но так иногда хочется верить в сказки и думать, что действительно когда-то на Олимпе жили боги, усмирившие титанов и давшие жизнь всему, что мы знаем. Пусть даже такими экстравагантными способами, которые известны нам из мифов.
Обязательно напиши в комментариях, нравятся ли тебе греческие мифы и верил ли ты, будучи в школе, что это всего лишь народные сказки? Читай нашу статью о том, как приготовить правильный греческий салат. Спасибо, что остаешься с нами!