Картина «Черный квадрат» считается шедевром супрематизма и одной из лучших работ Казимира Малевича. По версии аукционного дома Sotheby’s, ее стоимость превышает 20 миллионов долларов.
И это предельно скромная оценка. Ведь, например, далеко не столь известная картина Малевича «Черный крест на красном овале» в 2015 году ушла с молотка за 37 миллионов.
GettyImagesПожалуй, сложно найти более обсуждаемое полотно, споры на тему истинного смысла которого не утихают уже более века. В чём же кроется секрет «Черного квадрата»?
Картина «Черный квадрат»
Не черный и не квадрат
Вопреки распространенному мнению, шедевр Малевича не так прост, как может показаться. Начнем с того, что на картине не совсем черный и совсем не квадрат. Химический анализ показал, что художник использовал смесь трех самодельных красок: жженой кости, охры и природного компонента темно-зеленого цвета. А чтобы убрать эффект глянца, добавил еще и мел.
Квадрат Малевича не является ни квадратом, ни правильным четырехугольником. Его углы не равны друг другу, а противоположные стороны не параллельны.
Что скрывается под слоем краски?
Внимательный зритель наверняка заметит на «Черном квадрате» глубокие трещины (кракелюры). Сквозь них проглядывает краска другого цвета. Рентгеноскопия показала, что под верхним слоем спрятано еще два произведения. Снизу картина в стиле кубофутуризма (как «Точильщик»), а над ней что-то вроде протосупрематической «Дамы у афишного столба».
Зачем Малевич их закрасил? Возможно, это случайность. Когда у художника нет под рукой подходящего холста, в дело иногда идут неудачные картины. А может быть, это символ эволюции стиля. От кубофутуризма к протосупрематизму и чистому супрематизму.
Сколько существует «Черных квадратов»?
Мало кто знает, но всего существует четыре «Черных квадрата» Казимира Малевича. Два хранятся в Третьяковской галерее, один в Русском музее и еще один в Эрмитаже. Все «квадраты» не похожи ни цветом, ни размером. Тот, что хранится В Русском музее, почти в два раза больше самого первого, а экземпляр 1930 года из Эрмитажа выглядит скорее темно-зеленым.
Отец супрематизма
Родившийся в Киеве и живший до 12 лет в небольшом подольском Ямполе Малевич в одиночку создал целую школу живописи и назвал ее супрематизмом.
Малевич рьяно отрицал копирование окружающей природы, призывал перейти к упрощенным формам и чистым цветам. В противовес основным принципам старой живописи (перспективе, объему и выразительности) он создал свой собственный живописный язык и его азбуку, первой цветоформой которой стал «Черный квадрат», или «Нуль форм».
«Квадрат, — заявлял Малевич, — стал элементом выражения не только ощущений живописных, но и других — например, ощущений покоя, динамики, мистических». Дальше художник складывает из своей азбуки слова, комбинируя простые цветоформы в самых сложных сочетаниях.
Почему «Черный квадрат» всё-таки шедевр?
Что можно считать настоящей живописью? Может быть, реалистичное отображение окружающего мира? Но с этим сегодня неплохо справляется камера самого дешевого смартфона. Мне ближе мысль, что это особый смысл и целая гамма переживаний, которые автор вкладывает в свою работу. Именно они делают картину по-настоящему притягательной.
Малевич стал одним из первопроходцев нового стиля и подарил живописи особый язык. Но дело даже не в его новаторстве. На футуристической выставке картин «0,10» в декабре 1915 года «Черный квадрат» висел в «красном углу» — как икона. Художник назвал его высшим произведением и окружил особой мистикой и легендами, подогревая интерес ценителей искусства.
© DepositphotosБлагодаря этому споры о картине не утихают до сих пор. Она стала не просто изображением, а идеей, повлиявшей на творчество огромного количества людей. На языке «Черного квадрата» сегодня говорят художники, дизайнеры, модельеры и архитекторы. Его влияние заметно в оформлении книг и интерьеров. А значит оценивать шедевр Малевича нужно не сам по себе, а вместе с тем культурным наследием, которому он подарил жизнь.
Фото на превью и в статье Getty Images.