Лучшие фильмы Гайдая получили отклик в сердцах миллионов зрителей. Их буквально разбирали на цитаты, а затем ловко использовали в повседневной жизни. Хотя некоторые и удивлялись. Говорили, что в фильме есть крайне смелые высказывания, как для того времени. Что же это за фразы? И правда ли, что лучшие фильмы Гайдая могли так никогда и не появиться на свет?
Лучшие фильмы Гайдая
Фильмы советских времен были строго цензурированные. Если специальным художественным комиссиям что-либо не нравилось, то это обязательно убирали из фильма. Могли переписать сценарий, переозвучить или вовсе запретить режиссеру снимать. Да, ситуации были и такие. Так как же не угодил цензорам всеобщий любимчик Леонид Гайдай?
За чей счет банкет?
Помнишь ту сцену из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где уже царь-управдом Бунша и лжекнязь Милославский угощаются на пышном застолье. Этот щедрый стол накрыли подданные царя, что для тех времен совсем немудрено. Только смутили комиссию конкретные реплики персонажей Яковлева и Куравлева. Бунша спросил: «За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?» И первоначальным ответом Милославского было: «Народ, батюшка».
Разумеется, такие разговоры не пришлись по вкусу цензорам. Как это вообще можно использовать такие фразочки в фильмах? Ведь мало ли, что мог подумать или даже додумать зритель. В общем, много чего, так что ответ Милославского про банкет оперативно переозвучили на нейтральное: «Во всяком случае, не мы».
А помнишь момент из фильма, где Бунша в роли царя и прохиндей Милославский принимали шведского посла? Парочка управдома и воришки едва ли не раскрывает себя, а Милославский и вовсе говорит «царю»: «Отвечай что-нибудь. Видишь, человек надрывается». Бунша неуверенно произносит: «Гитлер капут». Хотя по губам отчетливо читается: «Мир. Дружба».
Впечатляющее завершение киноленты
Другая известная киноработа Леонида Гайдая — «Бриллиантовая рука» — просто кладезь подходящих материалов для цензоров. Главный герой же не стесняется кутить с друзьями, рассекать по городу на такси, тратить крупные суммы денег, употреблять хмельные напитки в ресторанах, посещать малознакомых дам в гостиницах. Да и в целом, как удачно подметил один из персонажей фильма — «морально разлагаться».
Но режиссер всё предусмотрел. И художественная комиссия смотрела фильм, что закончился мощнейшим взрывом-катастрофой. Гайдай убеждал, что это такая оригинальная задумка. Говорил, что весь фильм — это простая фантазия киношников, а вот финал — суровая реальность. После такого комиссия была готова едва ли не на всё согласиться, только бы убрать этот ужасный взрыв в финале. Гайдай взял три дня «на размышление» и в результате таки уступил.
Это можно было считать победой. Но мелкие правки таки нашлись. К примеру, реплики Нонны Мордюковой, исполнявшей роль управдома Варвары Плющ. Управдом по-хозяйски указывает жене главного персонажа: «Не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает cинагогу». Такую реплику сочли некорректной и посоветовали заменить. В результате гражданка Плющ предвещает, что Семен Семенович Горбунков тайно посещает любовницу.
Лучшие фильмы Гайдая и неожиданные моменты
Не попал под машину цензуры и еще один достаточно знаковый момент из фильма «Бриллиантовая рука». После провала очередной операции Геше Козодоеву снится кошмар, где Лелик сердится из-за разгильдяйства прохвоста-напарника и желает «видеть его в белых тапках». А вот таинственный Шеф ледяным тоном проговаривает: «Чтоб ты жил на одну зарплату!» Достаточно крамольное выражение как на то время, не правда ли?
Вот некоторые зрители возмутились и стали отпускать нелестные комментарии. Они считали так: «Получается, гражданин того времени должен был прибегать к различным ухищрениям, чтобы получать больше? Ведь «на одну зарплату» звучит как приговор».
Более того, проблемы были и во время съемок знаменитой гайдаевской «Кавказской пленницы». По изначальному сценарному замыслу фамилия персонажа Владимира Этуша звучала как Охохов (или Ахохов). Но выяснилось, что в Минкульте работает некий сотрудник Охохов. Неужели это определенный намек со стороны режиссера?
Пришлось менять на Саахова. Только в том же Министерстве уже трудился такой себе Сааков. Прекратила терзания сценаристов сама министр культуры Екатерина Фурцева. Она аргументировала свой ответ так: «А если бы фамилия у персонажа была Иванов? В минкульте 180 Ивановых! Не нужно ничего менять, оставьте как есть».
Но несмотря на разные мнения, лучшие фильмы Гайдая навсегда запомнились зрителям многих поколений. А цитаты из этих кинолент стали поистине знаменитыми. Что думаешь ты по этому поводу? Любишь ли ты эти фильмы? Какой фильм Леонида Гайдая тебе нравится больше всего?