Почему супругу Андрея Тарковского все считали неподходящей партией

Андрея Тарковского нет уже более 30 лет, но память о нём живет. Режиссер считался настоящим символом авторского кино, а коллеги уверяли, что он «бог кинематографа». Его кинокартины непросто было смотреть, но они завораживали и заставляли следить за происходящим на экране до конца. Неудивительно, что и сегодня лучшие фильмы Тарковского вызывают неподдельный интерес.

И сегодня редакция «Так Просто!» предлагает не только вспомнить 5 самых значимых работ великого режиссера, но и приоткрыть тайну его личной жизни. В каких условиях Андрею Тарковскому приходилось творить, и почему особенно трудно его деятельность сказывалась на любящей жене — Ларисе.

лучшие фильмы ТарковскогоGettyImages

Лучшие фильмы Тарковского

  1. «Иваново детство» (1962)
    Перед съемками картины Андрей Арсеньевич раздумывал, сможет ли он снять фильм о войне. В центре сюжета оказался 12-летний мальчик, у которого фашисты отняли семью. Во снах парень продолжает жить прежней беззаботной жизнью, а наяву вынужден воевать.

    В итоге фильм получился чрезвычайно успешным. Именно эта кинокартина принесла отечественному кинематографу первого венецианского «Золотого льва».

    View this post on Instagram

    Let's make love not war. Один из самых проникновенных поцелуев в истории кино в пронзительном фильме Андрея Тарковского "Иваново детство". Его дебют в кино, получивший главный приз Венецианского фестиваля. История о войне, уничтоженном детстве и убитой любви. С Днем Победы! Пожалуйста, давайте больше не будем это повторять. . . #9мая #фильмыовойне #поцелуйвкино #война #любовь #ивановодетство #тарковский #победа #makelovenotwar #никогданеповторять

    A post shared by Natalia Shastik (@amour_toujours_forever) on

  2. «Андрей Рублев» (1966)
    Биографическая лента, раскрывающая характер, душевное состояние и великий дар русского живописца. Значимый фильм, демонстрирующий также и жизнь на Руси в XV веке.

  3. «Солярис» (1972)
    Экранизация, ставшая причиной конфликта между Андреем Тарковским и автором повести Станиславом Лемом. Писатель хотел, чтобы история о внеземном контакте была изображена с акцентом на спецэффекты. Однако сам Тарковский решил всё сделать в излюбленной манере — проникновенные диалоги и затяжной сюжет. Успешность фильма доказывает, что режиссер всё-таки оказался прав.

    View this post on Instagram

    Второй раз за неделю (и, наверное, 15 за жизнь) пересмотрела «Солярис». Слышала, что многие, кто мог смотреть такое кино раньше, теперь не могут. Слишком длинные кадры, слишком затянутое повествование, слишком медленно развивающееся действие. А мне, наоборот, карантин и отсутствие спешки вернули прелесть созерцания некогда любимых фильмов любимых режиссеров. Может, еще посидим?!? Вопрос столкновения с будущим, с неизвестным в космосе — как представлялось автору романа Лему и, соответственно, разделяющему его взгляд автору фильма — заключается в том, что оно будет в любом случае неожиданным, то есть настолько неожиданным, что к нему даже нельзя подготовиться. Единственное, что можно сделать, — это попытаться критически взглянуть на способы нашего познания: посредством борьбы со стереотипами мышления, с теми блоками логических стереотипов, которые заменяют нам часто минуты размышления. Столкновение с чем-то неизвестным обязательно потребует жесткой нравственной дисциплины. Именно поэтому отец героя говорит о том, что там всё очень хрупко,— имея в виду скорее инерцию человеческого мышления, способ человеческого поведения перед лицом этого неизвестного: покуда неизвестного. Причем не с целью сохранить самих себя, хотя это тоже имеет значение, сколько ради того, чтобы не поранить то неизвестное, к которому прикоснется впервые человеческая мысль. Как свежо и актуально, не правда ли?! #тарковский #солярис #моекино #любимыефильмы

    A post shared by ?????? ?????????? (@pola_ruger_design) on

  4. «Зеркало» (1974)
    Драматичный фильм-исповедь задумывался еще в начале 70-х, но тогда на его съемки режиссер разрешение не получил. Он желал рассказать о своем детстве, о моменте, когда из семьи ушел отец. Картину правили и возвращали на доработку много раз, а затем допустили к показу только в 3 кинотеатрах столицы. Режиссеру приходилось показывать «Зеркало» тайком.

  5. «Сталкер» (1979)
    Прочитав повесть «Пикник на обочине», Тарковский предложил братьям Стругацким написать сценарий для фильма. Уважая талантливого режиссера, фантасты согласились. Тогда они еще не подозревали, что работу придется переписывать около 15 раз.

    Съемки были тяжелыми. Андрей Арсеньевич сначала скандалил с одним оператором, затем со вторым. Весь отработанный за пару недель материал уничтожили и начали с нуля. Измотанные актеры тогда клялись, что больше с Тарковским работать не станут.

    Однако усилия окупились. И хотя у нас фильм сначала был принят неоднозначно, зато на Каннском кинофестивале картину сразу отметили, а режиссер вскоре получил звание народного артиста.

Личная жизнь Андрея Тарковского

Трудный характер мужчины проявлялся и в личной жизни, однако с первой супругой Ирмой Рауш он прожил 13 лет. Коллеги считали их гармоничной парой, а потому роман Андрея с Ларисой Кизиловой не восприняли всерьез. Сама же Ирма, застукав супруга с Ларисой, легко поверила, что та просто делает режиссеру массаж. Она и подумать не могла, что эта невзрачная женщина может быть ее соперницей.

View this post on Instagram

▫️Андрей Тарковский — великий русский кинорежиссер. Его фильмы включены во все списки шедевров мирового кинематографа. О нем с восторгом отзывались и Вим Вендерс, и Ларс фон Триер, и Акира Куросава. ⠀ ▫️Каждый сюжет становится для Тарковского поводом для размышлений о природе человека, о вечных категориях человеческого сознания — о памяти и беспамятстве, о совести, о душе. Его фильмы — это всегда сложный мир многомерных и многозначных символов, разгадка которых требует от зрителя максимального напряжения эмоциональных и интеллектуальных сил. ⠀ ▫️По словам самого режиссера, кино было для него занятием «нравственным», он считал «необходимым сохранить взгляд на искусство, как на нечто чрезвычайно серьезное, ответственное, не укладывающееся а такие понятия, как, скажем, тема, жанр, форма и т.д.» ⠀ ▫️Его творчество оказало огромное влияние на советский и мировой кинематограф, а для многих стало источником вдохновения. Знаменитый итальянский режиссер Федерико Феллини говорил: «Если бы я не увидел фильма Тарковского "Иваново детство", я никогда бы не снял "Восемь с половиной"». ⠀ ?Кинокартины Тарковского стали классикой. Мы сделали для вас свою подборку фильмов на неделю: ⠀ ⁃ «Иваново детство» ⁃ «Андрей Рублев» ⁃ «Солярис» ⁃ «Зеркало» ⁃ «Сталкер» ⁃ «Жертвоприношение» — «Ностальгия» ⠀ ▫️А какой ваш любимый фильм Андрея Тарковского? #azmuseum

A post shared by Музей AZ | AZ Museum (@az_museum) on

И всё же Лариса стала не просто мимолетной спутницей Тарковского, но и полноценной женой на 16 лет — до последних дней жизненного пути Тарковского. Она обращалась к кинематографисту на «вы», откровенно льстила в его адрес и замечательно готовила. Даже останавливаясь в гостинице, она умудрялась жарить супругу котлетки и варить борщи.

Что его держало с этой женщиной? Он регулярно влюблялся и заводил романы на стороне. Лариса узнавала и устраивала скандалы, но результата это не приносило. Неудивительно, если вспомнить некоторые заявления режиссера.

«Женщина не имеет собственного внутреннего мира и не должна его иметь. Ее внутренний мир должен полностью раствориться во внутреннем мире мужчины», — однажды высказался Тарковский в интервью.

View this post on Instagram

Андрей Тарковский Нет сомнений в том, что, если бы не было этой знаменитой хрущевской оттепели, вряд ли можно было бы рассчитывать на какую-то карьеру, которая состоялась бы у меня. Я, конечно, попал в удачное время — в смысле начала своей работы. Очень удачное. Что касается партий — художник не должен принадлежать ни к каким партиям. В том-то и смысл творчества, что художник высказывает свою личную, индивидуальную, я бы сказал — персональную, точку зрения. Потому что творчество выражает наиболее ярко, как никакое из явлений или феноменов, то, что мы называем смыслом личности — его наполнение, его содержание. Мне кажется, Достоевский был прав, когда говорил о том, что он не принадлежит, к счастью, ни к каким направлениям. Искусство, связанное с каким бы то ни было направлением, в каком-то смысле ущербно. Поэтому, конечно, формально я принадлежу к поколению XX съезда, и совершенно естественно, что я стремился и стремлюсь оставаться всегда самим собой. #Андрей_Тарковский #АндрейТарковский #Тарковский #Шестидесятники

A post shared by Шестидесятники (@publ_60) on

Отношение Ларисы Тарковской к мужу

И всё же Лариса прощала супруга, устраивала ему праздники чуть ли не каждый день, произносила тосты за его талант. Она ухаживала за ним, как за маленьким ребенком и мужчина это очень ценил. Лучшие фильмы Тарковского — во многом ее заслуга.

View this post on Instagram

Из синемалогии А. Менегетти по фильму А. Тарковского «Солярис», 1972 Почти всегда великие режиссеры, снимающие самые известные фильмы, затрагивают зрителя не столько своим профессиональным или художественным умением, сколько своим умением управлять фантазией и программой бессознательного комплекса. Тарковский рассказывает свои сны посредством своих фильмов. В «Зеркале» представлено формирование комплекса, в «Солярисе» – его действие и то, чем это заканчивается для взрослого человека. Этот фильм представляет прекрасную возможность осознать проекции собственного бессознательного: как возникают образы, действия, наши выборы. В «Солярисе» нет ничего научно-фантастического: это внутренний рисунок ежедневной реальности индивидуальной жизни каждого человека. Солярис можно рассматривать как бессознательное. Представьте, что это путешествие за пределы реальности, в глубину каждого из нас. С подробной синемалогией по фильму «Солярис» можно ознакомиться в книге А. Менегетти Онтопсихологическая синемалогия. #онтопсихологическаясинемалогия#синемалогия#cinelogia#онтопсихология#антониоменегетти#кино#кинофильм#онтокнига#ontokniga#тарковский#андрейтарковский#солярис

A post shared by Синемалогия (@cinelogia.onto) on

Однажды от режиссера забеременела даже близкая подруга жены. Узнав правду, Лариса сделала то, что, наверное, не сделал бы никто: она оплатила подруге аборт.

С годами Тарковский передал жене контроль над всеми своими делами, полностью уйдя в творчество. В личном дневнике он однажды отметил: «Не будь Ларочки, меня давно уже бы не было». Иногда ему даже приходилось жить за ее зарплату. Сама же Лариса отмечала, что ее миссия заключается в том, чтобы спасать гения от него самого.

«Да, несладко мне приходится. Но я его за все прощаю, это мой крест. Мое жизненное обязательство перед великим человеком. Я обязана спасать его ради того, чтобы он мог снимать фильмы. Для истории, для вечности», — заявляла Тарковская.

View this post on Instagram

Лариса Тарковская — рязанская муза режиссера Жена и ассистент великого русского режиссера Андрея Тарковского Лариса Кизилова все детство провела в рязанском селе Авдотьинка. Там родилась ее мама, жили многочисленные родственники. Лариса Тарковская — личность неординарная: снималась в “Зеркале”, работала ассистентом режиссера на большинстве его фильмов. Между тем, биографы Тарковского и многие его друзья относились к ней неоднозначно, обвинений в ее адрес не счесть. Подробнее на сайте domostroymedia.ru #ДомСтрой #Домостроймедиару #НерабочееНастроение #ЛарисаТарковская

A post shared by @ domostroymedia.ru on

Режиссера не стало в 1986 году. Однако и после его ухода Лариса не смогла найти общий язык с его окружением и даже с руководством фонда его имени. Они считали, что женщина бесцеремонно назначила себя музой гения, нахально отвадила его от друзей и семьи. Спустя 11 лет этой борьбы не стало и самой Ларисы.

Фото на превью и в статье Getty Images

Богдан Стасюк
Мечтает, чтобы люди бережнее относились к природе. В будущем планирует заниматься охраной диких животных, защитой окружающей среды и прочими полезными делами, которые улучшат состояние планеты. Богдан считает, что в таком труде больше смысла, чем в каком-либо другом! Хочет однажды вернуться в Финляндию, поразившую его кристально чистыми озерами и доброжелательными людьми. Также хотел бы приехать в Санкт-Петербург надолго, чтобы поближе познакомиться с городом. Богдан — энергичный и жизнерадостный футболист. Любимая книга нашего редактора, после прочтения которой он начал писать статьи, — «Мартин Иден» Джека Лондона.