Проба советского золота: скупщик поведал, для чего охотится за фамильными украшениями

В СССР каждый житель был уверен, что советское золото — образец высочайшего качества. Ведь государственный контроль над производством и продажей любых золотых украшений был очень строгим, проба советского золота соблюдалась, а целей обмануть обыкновенного потребителя, чтобы нажиться на нём, просто не было. Но так ли всё радужно?

Сегодня редакция «Так Просто!» предлагает поразмышлять, действительно ли советские золотые украшения столь хороши, как многие считают. И правда ли, что вся эта продукция продавалась по максимально честной цене простому народу?

проба советского золота

Проба советского золота

«Не секрет, что простые граждане считают, будто бы “накрутка” советского государства на золотых украшениях была минимальной. Мол, простой народ жил небогато. А значит, у людей попросту не было лишних денег, чтобы втридорога покупать драгоценности. Однако всё немного не так», — пишет скупщик Вениамин.

проба советского золота и серебра© Depositphotos

«Любой более-менее опытный ювелир знает, что советские золотые украшения — это большой обман. Филигранный способ обвести потребителей вокруг пальца. И делалось это, конечно же, с целью заработка. Причем заработка достаточно внушительного.

Всё же тут стоит признать, что качество изготовления всегда было на высоте. И золото, и другие драгоценные металлы (вроде платины либо серебра) были надлежащего качества. Проба соответствовала заявленным показателям, а наличие примесей (медь, никель и прочее) находилось в пределах нормы. Но, как говорится, был нюанс…

золото в СССР© Depositphotos

Что не так с камнями?

Дело в том, что вместо драгоценных камешков в украшения почти всегда вставляли искусственные аналоги. Причем делалось это очень топорно и бесхитростно. Бесцветный корунд окрашивали в лабораторных условиях. И, зависимо от цвета, продавали в качестве рубина, аметиста, сапфира либо любого другого камня.

проба советского золота
Ads
© Depositphotos

Конечно, государство полностью контролировало эту отрасль, поэтому откровенно обманывать не могло. А потому в характеристиках украшения прямо на бирках была информация только о качестве металла, а вот описания камня отсутствовали. В тех же редких случаях, где драгоценные камни были настоящими, характеристики камня указывали в обязательном порядке.

Если говорить о подделках камней, то рубины подделывали еще в царское время. Синтетическую замену находили александритам, турмалинам, сапфирам. В СССР попросту не добывали эти минералы, которые можно было обработать.

проба старого золота
Ads
© Depositphotos

Хотя стоит сказать и о драгоценных камнях, которые не подделывали, — вроде бриллиантов, а иногда и изумрудов. Менее ценные топазы, кораллы и янтарь добывались на территории СССР, поэтому их подделывать не было большого смысла.

Главный обман скрывался в ценообразовании. Иногда государство так накручивало цену, что ювелирное украшение при себестоимости в 25–30 рублей обходилось потребителю в 300 рублей (а это две средние зарплаты, на минуточку). А потому говорить о честной цене просто наивно», — утверждает скупщик.

проба советского золота
Ads
© Depositphotos

Всё же золотые украшения советских времен имели и положительные качества. Например, они отличались достойным качеством сборки. А те же закрепки на камнях либо замочки на сережках оказывались очень надежными, служили много лет. Да и соблюдение заявленной пробы любого драгоценного металла и сегодня заставляет многих скупщиков с пеной у рта торговаться за старые украшения.

Богдан Стасюк
Мечтает, чтобы люди бережнее относились к природе. В будущем планирует заниматься охраной диких животных, защитой окружающей среды и прочими полезными делами, которые улучшат состояние планеты. Богдан считает, что в таком труде больше смысла, чем в каком-либо другом! Хочет однажды вернуться в Финляндию, поразившую его кристально чистыми озерами и доброжелательными людьми. Также хотел бы приехать в Санкт-Петербург надолго, чтобы поближе познакомиться с городом. Богдан — энергичный и жизнерадостный футболист. Любимая книга нашего редактора, после прочтения которой он начал писать статьи, — «Мартин Иден» Джека Лондона.