Шедевры мировой живописи полны загадок. Многие из них неожиданно оказываются не тем, чем кажутся на первый взгляд, содержат скрытые послания или имеют поистине захватывающую историю написания. Редакция «Так Просто!» решила приоткрыть перед читателями секреты картин, которые мы все знаем и любим.
Секреты картин
Эдвард Мунк, «Крик» (1893)
В левом углу сверхпопулярной картины норвежского экспрессиониста есть еле заметная карандашная надпись «Мог нарисовать только сумасшедший». Долгие годы специалисты ломали голову над тем, кто же автор ремарки, добавленной поверх краски.
Используя инфракрасную технологию для анализа почерка, кураторы Национального музея Норвегии сделали вывод, что вандалы тут ни при чём. Стало достоверно известно, что автор надписи — сам Мунк.
Причиной ее появления считают инцидент 1895 года, когда Мунк впервые выставил картину на суд публики в своем родном городе. Необычное полотно вызвало шквал критики. Кое-кто даже поставил под сомнение психическое здоровье художника. Поэтому вполне возможно, что надпись была добавлена как ироничный ответ недоброжелателям.
Ганс Гольбейн Младший, «Послы» (1533)
3D в XVI веке? Почему бы и нет! Странный объект в нижней части одного из величайших немецких художников — это яркий пример анаморфоза. Другими словами, искаженная проекция, требующая от зрителя занять определенную точку обзора.
Действительно, стоит взглянуть на картину слева снизу, чтобы увидеть на ней объемный человеческий череп. Вероятно, он служит символическим напоминанием о скоротечности нашей жизни.
Борис Кустодиев, «Купчиха за чаем» (1918)
Сложно себе представить, но воплощающую бесстыдный достаток «Купчиху за чаем» Кустодиев создал в промерзшем голодном Петрограде 1918 года.
Моделью послужила урожденная баронесса Галина Адеркас, которая не была купчихой и отнюдь не была такой пышной. На сохранившихся эскизах видно, что в жизни женщина выглядела гораздо стройнее. А пухлая ручка и полные плечи — это художественное преувеличение, имеющее целью создать образ пышущего здоровьем тела.
Кстати, сам художник хоть и говорил, что «худые женщины на творчество не вдохновляют», был женат на хрупкой шатенке, которую к «кустодиевским красавицам» отнести довольно сложно.
Иван Айвазовский, «Прощание Пушкина с морем» (1877)
В 1880 году Айвазовский начал цикл работ, посвященных Пушкину. В него вошла картина «Прощание Пушкина с морем», написанная в год пятидесятилетия со дня гибели поэта. Нетрудно убедиться, что в самом углу полотна стоит подпись — Айвазовский. Но мало кто знает, что его писали два живописца.
Если присмотреться, под фигурой поэта можно увидеть еще один росчерк — И. Репин. Сам Иван Константинович вспоминал об этой картине с изрядной долей юмора: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку».
Иван Шишкин, «Утро в сосновом лесу» (1889)
Аналогичная ситуация произошла с картиной Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Мишки, принесшие мастеру пейзажей такую славу, были написаны вовсе не им. Изобразить косолапых достоверно у Ивана Ивановича никак не получалось, и на помощь ему пришел старый друг — талантливый анималист Константин Савицкий.
Как соавтор, Савицкий поставил на полотне свою подпись. Но купивший полотно Павел Третьяков посчитал, что фамилия создателя медведей здесь ни к чему. Впоследствии он кощунственно стер ее с картины скипидаром. Поэтому автором картины часто указывается один Шишкин.
Ян Вермеер, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» (1657)
На работе нидерландского живописца мы видим девушку с письмом. Но от кого письмо? От мамы, подруги, возлюбленного? И с какой целью почти треть картины занимает тяжелый занавес?
Рентгеновское исследование показало: занавес на картине появился позже, чтобы скрыть стоящего за спиной девушки Купидона — древнеримского бога любви. К слову, яблоки и персики появились на полотне не просто так. Они служат намеком на грехопадение Адама и Евы. Значит, послание всё-таки любовное.
Татьяна Яблонская, «Утро» (1954)
Когда-то жизнеутверждающая картина «Утро» кисти Татьяны Яблонской была в каждом советском учебнике. У многих девочка в солнечной комнате и до сих пор пробуждает самые светлые детские воспоминания. Искусствоведы считают, что полотно символизирует переход от сна к бодрствованию, от хаоса к порядку, радость, надежду и веру наступающего дня.
Сама же художница отзывалась о своей работе более чем критично. «Противная, антиживописная картина “Утро”. А ведь по замыслу неплохая». Тем не менее картина пришлась по вкусу миллионам. И даже более того: мистическим образом сыграла роль в знакомстве изображенной на ней дочери Яблонской с ее будущим мужем.
Однажды мальчик Арсен из Казахстана влюбился в девочку с репродукции картины «Утро», висевшей у него над столом. Спустя годы дочь художницы Елена поступила в институт и познакомилась там с молодым художником Арсеном Бейсембиновым. Это был тот самый мальчик, что пронес детскую любовь сквозь десятилетия, влюбился и только потом узнал, что его Елена послужила моделью для памятной картины.
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр I» (1907)
Известна как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Элегантная и прекрасно образованная Адель Бауэр была женой преуспевающего промышленника и хозяйкой модного светского салона.
Молва приписывает Адель и Густаву любовную связь. Правда это или нет, доподлинно неизвестно. Но факт, что богатая красавица послужила моделью для целого ряда известных работ живописца. Так, на самой эротичной картине Климта «Юдифь и голова Олоферна» мы видим откровенно чувственный образ с приоткрытыми на грани между вызовом и соблазнением губами.
Утверждают, что Климт сделал более 100 эскизов «Золотой Адели». В том числе и потому, что у блистательной светской дамы был небольшой изъян — деформированный вследствие детской травмы палец на правой руке. Она пыталась это скрыть, из-за чего ее руки всё время принимали неестественное положение, а Густаву приходилось снова и снова рисовать новые эскизы.
Возможно, вам также будет интересно узнать, что в 2015 году удивительная история этого знаменитого портрета стала основой художественного фильма «Женщина в золоте».
Getty ImagesВ нём описана реальная история многолетнего разбирательства, в результате которого суд обязал правительство Австрии вернуть украденную во время войны картину племяннице Адели, Марии Альтман. Позднее женщина продала «Портрет Адели Блох-Бауэр I» наследнику основателей косметической фирмы Estee Lauder, коллекционеру и филантропу Рональду Лаудеру.
Фото на превью и в статье Getty Images.