Столетиями украинская культура находилась под российским гнетом. Деятелей искусства, чьей родиной была Украина, запрещали, истребляли и присваивали себе. До сих пор ходят споры о национальной принадлежности большого количества творцов.
Если зайти в Википедию, ты легко найдешь информацию о том, что Иван Айвазовский, Илья Репин и Архип Куинджи — российские художники. Но так ли это на самом деле? Сегодня предлагаю разобраться в этом вопросе!
Украинская культура
Один из самых больших музеев нашего мира находится в Нью-Йорке. Несколько лет назад это учреждение находилось на 4-м месте по посещаемости, а количество посетителей в то время за год составило почти 2 миллиона человек.
В Метрополитен-музее находится множество различных картин художников из разных уголков планеты. Например, там есть работы таких известных живописцев, как Иван Айвазовский, Илья Репин и Архип Куинджи.
GettyImagesРаньше руководство музея подписывало картины, указывая российское происхождение художников. Однако с недавнего времени эти живописцы числятся в галерее как украинцы. Такие подписи можно увидеть под работами Ильи Репина (например, «Пастух со стадом овец») и картинами Ивана Айвазовского («Корабль при лунном свете»).
Кроме того, в музее изменили подпись под пейзажем Архипа Куинджи «Красный закат». Там же появилась информация о художественном музее имени Куинджи в Мариуполе, который в марте 2022 года уничтожила российская армия.
GettyImagesОб изменениях в Метрополитен-музее сообщила Оксана Семеник. Украинская журналистка много лет занимается исследованием истории украинского искусства и ведет Twitter-аккаунт «Ukrainian Art History». В свое время она добилась переименования одной картины французского импрессиониста Эдгара Дега. «Русская танцовщица» теперь называется «Танцовщица в украинском платье».
Почему музей изменил описание картин
В Метрополитен-музее объяснили, почему подписи к картинам Ивана Айвазовского, Ильи Репина и Архипа Куинджи изменили. По словам руководителей учреждения, они постоянно работают над актуализацией данных и верной трактовкой информации, которую распространяют.
GettyImagesНекогда российские живописцы не просто так вдруг стали украинцами. Над определением их национальной принадлежности работали профильные специалисты, которые изучили биографии художников и сведения о них от и до.
Узнав о случившемся, министр культуры Украины Александр Ткаченко поприветствовал деколонизацию украинского искусства. А вот в России подобные изменения приняли в штыки. Впрочем, жители Армении также выразили свое негодование по поводу таких изменений. Ведь у Ивана Айвазовского было армянское происхождение, о чём свидетельствует банально его настоящее имя — Ованес Айвазян.
Так где же правда?
Пожалуй, главная проблема заключается в том, что все три художника жили во времена Российской империи, которая включала в свой состав территории современной Украины. К примеру, семья Айвазовского долгое время жила недалеко от Львова, а затем переехала в Феодосию. Архип Куинджи родился в Мариуполе, а Илья Репин — в Чугуеве, городке Харьковской области.
Главный аргумент российских критиков заключается в том, что художники принадлежали к русской школе живописи и обучались в Санкт-Петербурге. Но где еще они могли учиться, если в Российской империи украинская культура абсолютно не приветствовалась? Достаточно вспомнить об Эмском указе 1876 года, согласно которому украинский язык в любом публичном проявлении оказался под запретом.
Научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея» Марьяна Кружкова говорит: «Русская школа живописи существует с XVIII века, и, разумеется, к ней принадлежали почти все художники того времени: поляки, армяне, украинцы. Но ведь вопрос не в том, где учился мастер, а какое оставил наследие. Украина потратила огромные усилия, чтобы создать картинную галерею имени Ивана Айвазовского в Феодосии».
Кстати, картины художника из этой галереи россияне благополучно вывезли в Москву, когда аннексировали Крым. Совпадение? Не думаю.
У Архипа Куинджи вообще греческое происхождение. И в Мариуполе, где живописец родился, греческое комьюнити считает его своим художником. А вот сами мариупольцы раньше относили его к числу украинских творцов. Правда, сейчас для них это не имеет никакого значения, поскольку город уничтожен и оккупирован российскими солдатами.
Так где же истина? Претендовать на право называть того или иного художника своим могут разные народы. Ведь зачастую живописцы рождались в одном месте, учились во втором, а жили в третьем. Айвазовский, к примеру, исколесил всю Украину вдоль и поперек, он знал украинский язык и вырос под звучание бандуры.
Интересно, как бы украинская культура развивалась, если бы территории современной Украины никогда не были колонией Российской империи?
Фото на превью и в статье Getty Images