Фильм «Жестокий романс», сделавший известной Ларису Гузееву, сегодня считается культовым. Однако многие поклонники советского кино уже и не помнят, как картину разгромили критики сразу после ее выхода. И даже о том, где снимали «Жестокий романс», сегодня помнят единицы.
Мы в редакции «Так Просто!» предлагаем больше узнать об этой значимой работе великого режиссера Эльдара Рязанова. За кулисами происходило столько всего, что есть о чём рассказать как поклонникам картины, так и тем любителям кино, которых этот фильм обошел стороной. Возможно, они пожелают его посмотреть.
Где снимали «Жестокий романс»
В первую очередь стоит отметить, что Эльдар Рязанов поначалу не очень-то и хотел заниматься экранизацией пьесы Александра Островского. Но когда по настоятельной просьбе жены режиссер перечитал «Бесприданницу», то понял, что будет снимать.
Причем Рязанов на роль потомственного дворянина Паратова сразу выбрал Никиту Михалкова. А вот мягкотелого и заносчивого Карандышева должен был сыграть Андрей Мягков. Только после согласия этих двоих Рязанов готов был начинать съемки.
Зато приглашение начинающей актрисы Ларисы Гузеевой, которая была тогда малоизвестна широкой публике, стало неожиданным. Многие считали, что 23-летней студентке порядком повезло, ведь главная роль в картине столь именитого режиссера — это настоящий трамплин для карьерного пути.
«Удача — это если бы я работала официанткой в ресторане. А туда вдруг пришел бы Рязанов, сразился бы моей красотой и позвал бы на главную роль. В действительности я вместе с огромным количеством других молодых актрис проходила сложные кинопробы, смотрелась со всеми потенциальными партнерами», — рассказывает сама Гузеева.
Впрочем, Лариса Андреевна соглашается, что ей повезло, когда Рязанов выбрал именно ее. Хотя первое появление молодой актрисы на съемках шокировало режиссера. Дело в том, что девушка на тот момент обожала культуру хиппи: ездила в рваных джинсах, курила «Беломор», сквернословила — полная противоположность своей героини.
Однако Ларису причесали и переодели, она стала быстро вживаться в роль. И хотя даже Рязанов признавался, что поначалу было сложно, но под конец съемок работать с девушкой было уже куда легче.
Так где же снимали «Жестокий романс»
Съемки проходили осенью 1983 года в Костроме. В кадре можно наблюдать несколько исторических зданий города. А железнодорожный вокзал, который можно увидеть в эпизоде, когда приезжал Паратов, оказывается зданием Костромского кукольного театра.
Что касается «Ласточки» Паратова, на которой и разворачивались финальные события, то тут в деле оказался старинный колесный пароход «Спартак». Причем всё происходило в момент планового рейса. Просто для съемок часть пассажиров забрали с палубы.
В момент погони Карандышева за сбежавшей невестой едва не произошло страшное. Исполнитель роли Андрей Мягков греб на лодке спиной вперед и не заметил, что слишком приблизился к пароходу. От удара лопастью лодка перевернулась, а самого актера потянуло в воронку, создаваемую колесами «Ласточки».
Никто ничего не успевал сделать. Мягков исчез в воде. Шансов на спасение не было. Но через пару мгновений актер вынырнул и как ни в чём не бывало выбрался из воды.
Позже Андрей Васильевич и сам признавался, что мысленно попрощался с жизнью и даже вспомнил о жене, которая ждала его в Москве. Но потом каким-то чудом оказался на поверхности. Причем без единой царапины.
Любопытно, что в экранизации «Бесприданницы» 1936 года главную роль сыграла Нина Алисова. Она же оказалась матерью оператора Вадима Алисова, который снимал «Жестокий романс» в 1983 году. Эльдар Рязанов даже просил у женщины благословения перед грядущими съемками.
Кто исполнял романсы
Вокальные партии за Ларису Гузееву пришлось исполнять Валентине Пономаревой. Причем Рязанов долго уговаривал певицу, ведь та не хотела петь для экранизации этой душераздирающей пьесы.
Когда же Пономарева согласилась, то умудрилась простыть накануне первого дня записей в студии. Всё же Валентина Дмитриевна не стала подводить режиссера. Даже чувствуя недомогание, она великолепно записала несколько романсов. Интересно, что в титрах о Пономаревой не упомянули, что стало причиной ее ссоры с Эльдаром Рязановым.
Удивительно, что критики этот фильм просто уничтожили. Рязанова обвиняли в том, что он попросту «поглумился над русской классикой и опошлил пьесу». А игру Ларисы Гузеевой назвали невзрачной.
В ответ особо злому критику Евгению Суркову Рязанов изящно отплатил. В своем следующем фильме режиссер его именем назвал самого отрицательного персонажа.
И хотя знатоки из мира кино не оценили «Жестокий романс», но обычным зрителям он пришелся по душе. Фильм получил несколько наград. Например, на международном кинофестивале в Дели и вовсе стал лучшим. А романсы, звучавшие в этой мелодраме, тут же обрели огромную популярность.